Первая страница

Главная страница

Армянское Нагорье

Хачкар (крест на камне


 

Хачкар (крест на камне)

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Однако всемирную славу Норатус приобрел благодаря многочисленниым Хачкаром (крест камням).

Хачкар - исключительно Армянский вид искуство.Хачкар свидетельсто память об исторических события и людях,воздвинуты рядом с церковями, в притворах на кладбищах, висечени на скалах.

Учитывая , что Хачкары всегда были четко ориентированны (предполагалось , что крест должен встречать души усобших во времия Страшного суда Спасителья).они могли служить компасом.

Легенда рассказывает,что Наапет(Патриарх) Айк перед смертью завещал своим потомкам разукрашивать камни Армении.

И с этого времин было положенпо начало обработке камнья в последствии и искусству создания Хакара .

Истерия хачкара как Архитектурного памятника малой формы нащитивает более 1000 лет.

Возникнув в IX -X вв. хачкары прошли громадний путь развитич : усложнялось орноминтация , возникали новие материи, совершенствовалаць техника оброботки камнья.Своего расцвтеа искуство хачкаров достигает в XIII - XI V вв.

Южное большое кладбище деревни щитаетцо лесом Хачкаров , это уникальний музей под откртом небом , исклучительное собрание хачкаров.Это место создает у посетиелей особие впечатление об Армении. Согласно сказанию,во времия очередного нападения татаро-монголов местгние жители сотни хачкаров наряжает как воинов . видя Это страшное зрелища и думая , что их стречает мнготисечная Армия враг постидно отстуапет.

Кладбише норадуса (около 800 хачкаров датирюмих IX -XVIII вв) щитаетцася сомим большим музеем Хачкаров под откритим небом конечно после истричексого кладбища Джуги в Нахиджеване.Среди Хачкаров особое место занимает удевиельний хачкар , изоборазающий гору Арарат,Магилние плити кназя Гегама, Хачкар Страха.

Последний,по преданию, имеет целебную силу(излечивает страх).

 

Армения - Хочу знать - Хачкар

 

 

 

Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
 В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний.

Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.

 В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташеsсидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.

Для высечения хачкаров требовалось искусство мастера, талант и много времени, т. к. некоторые из них имеют высоту около двух метров и весят несколько тонн. Ни один народ в мире не использовал такой продолжительный путь и такое самовыражение веры в Бога.
Типичный хачкар высекают из вулканического базальта или туфа. В нижней части хачкара высекается символ солнца или знак вечности, над которым в центре высекается крест - символ распятия Христа. Сам хачкар обычно окружен 5-ю узорами или изображениями винграда и листьев. Часто изображают ветки финикового дерева, символизирующего Воскресение Христого.

Хачкары начали делать после принятия Арменией христианства в 301 г. Тогда армения стала первым христианским государством в мире. Для армян хачкар - это символ воскрешения Христа, его победы над смертью.


Хачкары возводились и в честь знаменательных событий: победы в боях, постройки храмов, церквей и водных каналов. Их ставили в святых местах, на кладбищах, у дорог. а иногда на холмах и крутых склонах. В некоторых местах, например в Гегарде, который является уникальным монастырем, высеченном в скале, хачкары помещены в стенах. Хачкары сами по себе рассматривались, как святыни, и место, где они воздвигались, считалось святым и непорочным.

Большая часть армянских хачкаров была высечена в 12-13 вв., и жившие в те времена Момик и Погос, являются величайшими мастерами хачкаров всех времен. Отвественная работа по созданию хачкаров доверялась только тем, кто глубоко верил в Бога и обладал непревзойденным талантом, ибо хачкары являлись знаками святости местности. Хотя чужестранцы - завоеватели (не христиане) и пытались уничтожить армянское достояние в течение веков, прекрасные работы мастеров сохранились до наших дней. Великолепные хачкары этих мастеров можно увидеть в Гошаванке, Дадиванке и многих других местах.

Самый древний хачкар, сохранившийся до наших дней, - это хачкар, подаренный королеве Катрианде, любимой жене Ашота Багратуни I. Он датируется 879 годом и находится в Гарни (языческий храм 1 века н.э.).

Очень много хачкаров сохранилось на древних армянских кладбищах. К примеру, средневековое кладбище в селе Нотарус. Там около 900 хачкары, некоторые из них имеют высоту до 1.5 м.
Хачкары разбросаны по всей территории исторической и современной Армении, и может быть именно поэтому Армения получила название - "музей под открытым небом".

Традиция изготовления хачкаров в качестве мемориальных памятников продолжается и поныне, но главное наверное то, что они давно уже стали символом национальной культуры Армении.

 


Армянски хачкар - крест-камень…

Хачкары армянские средневековые памятники (мемориальные и др.) в виде вертикально поставленных каменных плит (туф) с резным изображением большого креста в сложной орнаментальной композиции. Ставились отдельно и группами. хачкары распространены с 9 века. Произошли, вероятно, от раннехристианских стел. Монументальный характер резьбы ранних христиан. Хачкари в 12 веке сменили тонкость и лёгкость ажурного узора

Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний.


Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.

В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.

Для высечения хачкаров требовалось искусство мастера, талант и много времени, т. к. некоторые из них имеют высоту около двух метров и весят несколько тонн. Ни один народ в мире не использовал такой продолжительный путь и такое самовыражение веры в Бога.
Типичный хачкар высекают из вулканического базальта или туфа. В нижней части хачкара высекается символ солнца или знак вечности, над которым в центре высекается крест - символ распятия Христа. Сам хачкар обычно окружен 5-ю узорами или изображениями винграда и листьев. Часто изображают ветки финикового дерева, символизирующего Воскресение Христого.

Хачкары начали делать после принятия Арменией христианства в 301 г. Тогда армения стала первым христианским государством в мире. Для армян хачкар - это символ воскрешения Христа, его победы над смертью.

Хачкары возводились и в честь знаменательных событий: победы в боях, постройки храмов, церквей и водных каналов. Их ставили в святых местах, на кладбищах, у дорог. а иногда на холмах и крутых склонах. В некоторых местах, например в Гегарде, который является уникальным монастырем, высеченном в скале, хачкары помещены в стенах. Хачкары сами по себе рассматривались, как святыни, и место, где они воздвигались, считалось святым и непорочным.

 

Большая часть армянских хачкаров была высечена в 12-13 вв., и жившие в те времена Момик и Погос, являются величайшими мастерами хачкаров всех времен. Отвественная работа по созданию хачкаров доверялась только тем, кто глубоко верил в Бога и обладал непревзойденным талантом, ибо хачкары являлись знаками святости местности. Хотя чужестранцы - завоеватели (не христиане) и пытались уничтожить армянское достояние в течение веков, прекрасные работы мастеров сохранились до наших дней. Великолепные хачкары этих мастеров можно увидеть в Гошаванке, Дадиванке и многих других местах.

Самый древний хачкар, сохранившийся до наших дней, - это хачкар, подаренный королеве Катрианде, любимой жене Ашота Багратуни I. Он датируется 879 годом и находится в Гарни (языческий храм 1 века н.э.).

Очень много хачкаров сохранилось на древних армянских кладбищах. К примеру, средневековое кладбище в селе Нотарус. Там около 900 хачкары, некоторые из них имеют высоту до 1.5 м.
Хачкары разбросаны по всей территории исторической и современной Армении, и может быть именно поэтому Армения получила название - "музей под открытым небом".

Традиция изготовления хачкаров в качестве мемориальных памятников продолжается и поныне, но главное наверное то, что они давно уже стали символом национальной культуры Армении.

 

Уничтожение Армянских Хачкаров( в Джульфе)

 

Разрушение армянского кладбища в Джульфе — уничтожение кладбища средневековых армянских хачкаров около города Джульфа на территории Нахичеванской Автономной Республики, автономного образования (эксклава) в составе Азербайджана.
Согласно ИКОМОС-у, западным СМИ и армянским источникам, уничтожение памятников архитектуры было организовано властями Азербайджана.
Последний такой случай произошёл на рубеже 2005—2006 годов, когда было уничтожено древнее армянское кладбище под Джульфой. Находившиеся там надгробия-хачкары были разбиты людьми в военной форме с помощью тяжелой строительной техники, а сама территория кладбища превращена в стрельбище.

 

 

В Карсе найден хачкар IX века

В Карсе найден хачкар IX века

В селе Халыкышлак района Дигор провинции Карс в зоне отдыха найден армянский хачкар IX века. Прибывшие по вызову жандармы передали хачкар администрации музея в Карсе.

В заявлении для журналистов заместитель директора музея Озлем Элбюстан отметила:

«Такие малые памятники армянской христианской архитектуры и культуры, как этот хачкар IX века, нам встречаются нередко. На поверхности хачкаров наносятся распятия, изображения животных и птиц, геометрические и человеческие фигуры».

Размеры найденного базальтового хачкара составляют 125 х 60 х 30 см.

 

 

 

Хачкар в Ирландии на скале Кашел

Хачкар в Ирландии на скале Кашел

 

Согласно утверждённой теории, армяне были первыми жителями острова Ирландия, на что указывает сходство армянской и кельтской культур, наличие в Ирландии армянских хачкаров (крест-камней), а также тот факт, что ирландская церковь в своих псалмах просит у Бога благоденствия и для Армении.

Сегодня всего 15 семей живут в Ирландии, однако история этой страны имеет тесные связи с армянской. Арийцы, по исследованию Донована Салливана представлены армянами, мидийцами и иллирийцами, народы, которые участвовали в этногенезе ирландцев.

В ту очень древнюю эпоху арийцы обитали вместе в горах Армении, а находясь вблизи они, конечно, могли иметь прямые связи с кельтами или гомерами, многочисленные племена которых жили тогда на северном побережье Черного моря.

Подполковник Роулинсон в клинописных надписях часто встречал название «гумирийцы» (Gumiris), в частности, в Бисутуне. Значит, именно в пределах Армянского Нагорья встречаются первые упоминания о народе, которому предстояло распространиться в Европе.

Сегодня многие ученые выдвигают версии о схожести армянских и кельтских крестов, а также о появлении первых хачкаров на территории Ирландии. Пытаясь объяснить происхождение крестов, учёные выдвинули гипотезу, что прообразы высоких ирландских крестов следует искать в христианских странах.

Следы ведут в Армению, в 2005 году на раскопках погребённого города Тигранакерта были найдены пять аналогов «высоких ирландских крестов», так что вопрос, откуда в Ирландии появились высокие кресты — получил неожиданный поворот и сегодня ряд таких ученых как Патрик Воулш и Девид Росс основали в Дублинском университете кафедру изучения Армении.

Другая очевидная схожесть: на этническом (мертвом) ирландском языке «гардмир» — означает красный, Девид Росс сегодня занимается также изучением древних кельтских языков и находит поразительные сходства с армянским:

« Сегодня мы имеем возможность изучать многие районы Армянского Нагорья , где зародилась индоевропейская семья и откуда пошло переселение , в частности сегодня уже генетически доказано близкое родство ирландцев с армянами и баварцами, к сожалению многие исследования начались относительно недавно, однако мы уверены, что скоро сможем составить полную картину».

По оценкам Оксфордского генетика Оппенгеймера, сегодня у ирландцев всего 12% ирландских генов, и в заключение, приводит результаты недавно проведенного генетического исследования в различных областях Армении, который показал, что у жителей армянских областей Сюника и Арцаха наличие характерного генетического кода, который идентичен общему коду ирландцев.

В Ирландии там же воздвигнут хачкар. Как уже было ранее сказано, при Дублинском университете открыта кафедра изучения Армении, издаются публикации.

Отсутствие сильных связей между Ирландией и Арменией, не позволяют сегодня реализовать многие потенциальные проекты, в частности в науке. Однако первые шаги ученые из Дублина уже сделали.

 


 


 


Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян


 

=== result ===
Click on icons for more info