Линейка, плавильный инструмент, корпус 30-90 см, стол из отдельных скрепленных между собой палочек, две трети из которых изготовлены из древесины липы или пихты, одна треть покрыта покрытием, мембрана выполнена из баллона ( бык, молодец, коза, овца или ягненок). Он имеет 24-26 тройных проводов, в основном от кишечника. Они играют кончиком пальца (миксером) в ногте.
История Канона
В Месопотамии, еще во времена шумерского государства, возник струнный ударный инструмент, который вскоре распространился в Иран, Армению, Сирию и достиг Ближнего Востока. Переданный разным народам сантур проходит разные пути развития и совершенствования, закладывая основу для разных типов инструментов. Однако развитие сантура является основой для создания ряда других инструментов, которые по структуре и внешнему виду имеют некоторое сходство с сантуром, но уже были созданы новые инструменты, которые в последующие века претерпели уникальные способы усовершенствования. . Один из таких инструментов - линейка. Канон существует у народов Востока с глубокой древности, очень распространен в арабском мире, в современной Турции, а различные типы инструментов широко используются в Армении и странах Балканского полуострова. Основными типами являются арабский канон, персидский канон и армянский канон. Канон был известен армянам с раннего средневековья. Хотя канон совершенствовался веками, материалы о его происхождении не примечательны своим богатством. Согласно мифологическим данным, прототипы канона были сделаны в до н.э. Во 2-м тысячелетии они встретились на далеком և Ближнем Востоке [факт?].
На территории современного Азербайджана канун был широко распространен, где тюркские племена, поселившиеся в средние века, со временем овладели навыками игры на нем и включили его в свою медленно развивающуюся культуру. Однако впоследствии об инструменте, похоже, забыли на территории Азербайджана. Известно, что в начале 20 века канон исполнял азербайджанский композитор Мешад Джамиль Амиров, после этого до середины 20 века канон редко использовался в азербайджанской музыке. Между тем, в тот же период инструмент продолжал широко использоваться в Армении.
Армянский Канон
В первой половине V века другие названия, обозначающие канонический инструмент, были обобщены посредством перевода Библии. Подробные описания качественного исполнения народной профессиональной музыки, инструментальных ансамблей, инструментальной музыки дошли до нас через историков, летописцев, этнографов. Ссылки принадлежат Мовсесу Хоренаци, Павстосу Бузанду, Ованесу Ерзнкаци, Аракелу Сюнеци, Акопу Гримеци, Нарекаци. В светском жанре получили распространение различные виды струнных инструментов. По мнению историков, инструментальные ансамбли получили распространение в Хоренаци և городской жизни Бузанда, при дворе в замках. Из струн выкладывались: лира, арфа, гнар и др. Лира, саз, бубен, уд и подобные инструменты понимались под собирательным названием лира.
В языческой Армении различные религиозные церемонии и другие праздники сопровождались разнообразной музыкой. Историки упоминают ансамбли лировщиков, участие которых на королевских вечеринках было обязательным. В ряде мест «Истории Армении» Хоренаци упоминает песни, исполняемые под аккомпанемент лиры в народной профессиональной музыке, которые получили название «лирическая песня».
В 10-15 веках Ованес Ерзнкаци упоминает о существовании четырехугольной лиры, а Аракел Сюнеци упоминает о существовании октавной лиры. Акоп Гримеци подробно описывает высокохудожественное исполнение инструментального инструмента և упоминает многострунные инструменты сандер, ганон, стганон. Среди многострунных инструментальных инструментов он упоминает десятиструнную лиру, сорокструнный шлифовальный станок, который является сантуром, и семидесятиструнный ганон, который является линейкой. Описывает процесс натяжения, как лиру ставят на ножки, из какого дерева сделан инструмент. Авторы книги Айказяна «Слово» также относились к кузнечным инструментам և ankot, написав перед лирой: гнар, псалом, гитару, арфа, памбир, барбут. По словам Бузанда, в день убийства Папы выступил целый ансамбль поэтов, которые исполнили свой инструмент царю. Среди них были клавесинисты, барабанщики, лиры, трубачи, каждый со своим искусством.
Под лирикой Бузанд имел в виду музыкантов, принадлежащих к одной семье, играющих на нескольких инструментах. Среди канонических инструментов - псалтырь. В Библии сказано, что нужно угождать мастеру лирой и петь псалом с помощью струнного псалма. Наши художники-миниатюры изобразили псалмопевца на коленях пророка Давида, как Давид взял лиру и играл на ней своими руками. О псалме упоминается в одном из стихотворений Нарекаци. В песне изображены лира и псалом, где воспевалось воскресение Христа. В Матенадаране хранится псаломщик, написанный в Кесарии в 1704 году, на серебряной обложке которого изображен канонический инструмент.
На армянских надгробиях XV-XVI веков мы находим скульптуры древних музыкантов, которые символизировали безграничную любовь и уважение к народным инструментам, мастерам-исполнителям. Надгробия с изображением саза, каманчи, канона и других инструментов были найдены на средневековых кладбищах селений Гегаховит ԱնԱ Ангегакот в Сисиане Мартунинского района.
Состав:
У армянского правителя есть параллельный стол. Длина 80-90 см, ширина 30-40 см. 2/3 лицевой стороны инструмента - дека, а 1/3 правой стороны покрыта перепонкой, кожа которой хорошо проработана. Опора размещается на закрытой части. В нем в основном двадцать два три, четыре два провода. Количество проводов линейки всегда колеблется, их семьдесят два, семьдесят пять, в некоторых случаях семьдесят восемь. Слева от линейки кладут пятьдесят стальных мандал в два ряда. Во время игры мандала левой руки поднимается и опускается на полтона. Уши ставим рядом с мандалами. Для затяжки используется ключ, который прикрепляется к ушам путем скручивания, натяжения или ослабления шнура. Штамм находится в большом диатоническом порядке с ретоном, в основном трех октавах, от малой октавы до третьей октавы. Для каждой струны предусмотрены 2 отдельные ручки с помощью специальных подвижных ручек. В канонах есть более сложные типы, называемые Ариэль.
При игре в канон левая нога ставится на правое колено. Инструмент кузнечный, исполнитель прикасается к проводам через специальное приспособление - посредник. Медиатор выполнен из костного материала, крепится к пальцам с помощью пальца. Линейка изготовлена из липы, абрикоса, пихты, ореха, бука, фарфора. Тембр инструмента звенящий, он выделяется нежным неповторимым звучанием. Линейка - сольный инструмент ансамбля ամբ. Ставим линейку на ноги, чтобы она не упала во время игры. У линейки есть мандалы, уши и подставка.
Басовая линейка
Основная статья: Басовая линейка
Басовая линейка Nvard
Эта новая версия канона - революция в армянской музыке. Автор идеи создания этого инструмента - композитор Ара Горгян, а сам инструмент подготовил Альберт Закарян. Создан инструмент, существенно отличающийся от линейки. Басовая линейка - первый такой инструмент в мире. Он изготовлен из массива дерева, привезенного из города Туапсе. У инструмента шестнадцать струн контрабаса. У линейки есть мандалы, которые во время игры поднимаются и опускаются, а у этого инструмента нет мандал. Громкость басовой линейки больше одной октавы. Уникально то, что инструменты носят армянские женские имена: «Алвард», «Нвард», «Гохар».
Բաս Քանոն Նվարդ - Бас Канон Нвард - Bass Rule Nvard
Каноистка Анжела Атабекян
Канонистка Асмик Лейлоян
Канонистка Алвард Мирзоян
Канонистка Цовинар Оганесян
Канонистка Карине Оганесян
Канонистка Марианна Горгян
Канонистка Ануш Киракосян
Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян