Первая страница

Главная страница

Шенгавит-Арибуни-Арибун-Ариван-Ереван

Ереван

ГЕРБ ГОРОДА ЕРЕВАН


Ереван




Древний Ереван — Военное поселение римлян

ГЕРБ ГОРОДА ЕРЕВАН

1937-Ереванский Гос. Университет и 1937-ой

Рок бары и пабы Еревана

Памятник Сасунци Давид — Визитная карточка Еревана


 

Ереван


14/10/2019 Ереван отмечает 2804-летие-С Днем рождения Ервена 2800 !


Founded as Erebuni by Argishti I-782 BC

## Երևան (Հայաստան)
Red pog.png




\

Ереван

ГЕРБ ГОРОДА ЕРЕВАН


 

 




 

Ереванская осень


 

 


Маршутка

Тролейбус



 

 


Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван) — Ариван содержат священный корень Ар, который также является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный).

Ариван-Ариаван-Эребуни-Ереван вчера, сегодня и завтра

Անվանակոչման 2500 Տարեդարձ

Էրեբունիի=Էր(Ար)+Բուն+ի=Ար+բուն+ի=Ար+տուն+գնալ=Ար+տուն+գնալ

Շենգավիթ - VI - IV

2 միլյոն տարի երևան

Անվանակոչման 2500 տարեդարձը

Ариван-Арибун-Еревн сталица племини аза-етуни

«Столица Древнее, Чем Рим» - 'The Capital Older Than Rome'

Ереван-один из древнейших городов мира, основанный в 782 году до нашей эры царем Аргишти . Город старше Рима , но на протяжении своих 28 веков истории, претерпел множество нашествий и набегов со стороны захватчиков и варваров. Особенно много разрушений принесли городу тюрки,монголы и персы. Между 15-17 веками город 16 раз разрушали почти до основания. С точки зрения культуры и архитектуры, сохранившиеся памятники в городе можно разделить на 6 периодов, начиная с 8 века до нашей эры до наших дней. Представляем вашему вниманию эти 6 периодов.



Climate data for Yerevan


Month Jan Feb Mar Apr May Jun Jul Aug Sep Oct Nov Dec Year
Record high °C (°F) 19.5
(67.1)
19.6
(67.3)
28.0
(82.4)
35.0
(95.0)
34.2
(93.6)
38.6
(101.5)
42.4
(108.3)
42.0
(107.6)
40.0
(104.0)
34.1
(93.4)
26.0
(78.8)
20.0
(68.0)
42.6
(108.7)
Average high °C (°F) 1.2
(34.2)
5.5
(41.9)
12.6
(54.7)
19.4
(66.9)
24.1
(75.4)
29.9
(85.8)
33.7
(92.7)
33.4
(92.1)
28.7
(83.7)
21.0
(69.8)
12.4
(54.3)
4.6
(40.3)
18.9
(66.0)
Daily mean °C (°F) −3.6
(25.5)
0.1
(32.2)
6.3
(43.3)
12.9
(55.2)
17.4
(63.3)
22.6
(72.7)
26.4
(79.5)
26.1
(79.0)
21.1
(70.0)
13.8
(56.8)
6.2
(43.2)
−0.2
(31.6)
12.4
(54.3)
Average low °C (°F) −7.5
(18.5)
−4.4
(24.1)
0.7
(33.3)
7.0
(44.6)
11.2
(52.2)
15.4
(59.7)
19.4
(66.9)
18.8
(65.8)
13.4
(56.1)
7.5
(45.5)
1.1
(34.0)
−3.9
(25.0)
6.6
(43.9)
Record low °C (°F) −27.6
(−17.7)
−26
(−15)
−19.1
(−2.4)
−10.2
(13.6)
−0.6
(30.9)
3.7
(38.7)
7.5
(45.5)
7.9
(46.2)
0.1
(32.2)
−6.5
(20.3)
−14.4
(6.1)
−28.2
(−18.8)
−28.2
(−18.8)
Average precipitation mm (inches) 20
(0.8)
21
(0.8)
29
(1.1)
51
(2.0)
42
(1.7)
22
(0.9)
16
(0.6)
9
(0.4)
8
(0.3)
32
(1.3)
26
(1.0)
20
(0.8)
296
(11.7)
Average rainy days 2 4 8 12 12 8 5 4 4 8 7 4 78
Average snowy days 7 7 2 0.2 0 0 0 0 0 0.1 1 5 22
Average relative humidity (%) 81 74 62 59 58 51 47 47 51 64 73 79 62
Mean monthly sunshine hours 93 108 162 177 242 297 343 332 278 212 138 92 2,474

As of March 2017, Yerevan is twinned with 24 cities



As of March 2017, Yerevan has a partnership agreement with 25 cities/administrative regions:



 


Крепость Эребуни 782 год до н.э.


Крепость Эребуни — Арин Берд: «Крепость Крови», был основан в 782 году до Р.Х. церм Ванского царства (Урарту) Аргишти I (786-765 / 764 до н.э.). Аргишти I один из самых могущественных кцарей Ванского Царства.

Основываясь на клинописной надписи Хорхор, царь Аргишти передислоцировал в крепость Эребуни 6600 солдат, прежняя дислокация которых была в западной части Армянского нагорья, точнее в странах Хата и Цупани. Это была одна из нескольких крепостей, построенных вдоль северной границы Ванского царства.



Ереван находится в северо-восточной части Араратской равнины, расположенной в центральной части Армянского нагорья. Плато, на котором расположен Ереван, с трёх сторон окаймлено горами — на северо-западе находится гора Арагац, на севере — Канакерское плоскогорье, а на востоке — Гегамские горы. К югу Ереванская котловина спускается в долину реки Аракс, за которой возвышается массив Большого и Малого Араратов. Рельеф Еревана отличается большим разнообразием, колебания высот в его черте достигают 400 метров. Через город, в живописном ущелье, протекает река Раздан.

Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною, выводя название города из восклицания: «Еревац!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Малого Арарата. Это считается примером т. н. народной этимологии.

Впервые в письменных источниках Ереван упоминается в 607 г. Но археологические исследования показали, что время его основания теряется во тьме тысячелетий. По данным раскопок в Шенгавите, первое поселение на территории Еревана возникло в III-VI тысячелетиях до н. э.

Каменная плита с урартской клинописью, найденная в юго-восточной части города (Аринберд), датированная 783 г. до н. э., в частности, гласит: "Бога Халда величием Аргишти, сын Менуи, эту крепость великолепную построил, назвал по имени город Эребуни во славу Биайны, на страх вражеским странам". Этой крепости и обязан город Ереван своим нынешним названием. Таким образом, Эребуни - Ереван является одним из древнейших городов мира. Он ровесник Рима и Вавилона. В течение прошедших 2750 лет Ереван благодаря своему географическому положению на богатой Араратской равнине и на торговых путях между Востоком и Западом достигал расцвета, но и переживал периоды глубокого упадка, однако жизнь здесь никогда не прерывалась.

С начала XVI в. Ереван как город, стоящий на рубеже двух соперничающих государств Персии и Османской Турции, приобретает и военное значение. В 1735 г. он становится центром Ереванского ханства в составе Персии, а после присоединения Восточной Армении к России - в начальном периоде центром Армянской области, а затем Ереванской губернии. Несмотря на его административное значение и некоторые работы по благоустройству, проводившиеся после присоединения к России, город оставался захолустным, провинциальным поселением, который один из царских чиновников в конце XIX в. назвал "глиняной огненной печью", где и дома, и крыши, и улицы, и площади - все сделано из глины. Почти не изменился Ереван и в последующие годы. Со времени переписи 1897 г. численность населения города практически не увеличилась, оставаясь на уровне 30 тыс.

За многовековую историю своего развития территория города сильно изменилась. Город возник на маленьком холме Арин-берд, где была построена Урартская цитадель Еребуни. Дореволюционный Ереван был расположен на левом берегу реки Раздана, в межгорной котловине, вытянутой с северо-востока на юго-запад. Ереван стоял в основном на равнинной части котловины. Выделялись только отдельные возвышенности-холмы: Норк (пригород Еревана), Конд (один из кварталов), входящие ныне в черту города. Современный Ереван далеко перешагнул старые границы и расширился во всех направлениях: на севере, северо-востоке вышел на Котайкское плато и соединился с поселком Канакер, на западе перекинулся на правый берег Раздана, а на юге - далеко на Араратскую равнину. Город рассекают ущелья Раздана в западной части города и река Гедар на востоке, а также Джрвежский овраг.

Неровности рельефа Еревана искусно используются для создания своеобразного архитектурного ансамбля города. Это особенно заметно в ущелье Раздана, где создается целый комплекс водных бассейнов, озеленяются каменистые склоны, строятся красивые мосты, проводятся шоссейные дороги и т. д. Ереван расположен в полупустынном поясе, однако и в городе, и на окружающих холмах из года в год все расширяется зона искусственных лесов. Лето в Ереване очень жаркое, а зима довольно холодная. Средняя температура января достигает - 6°. Изредка бывают морозы ниже 20°. Абсолютный минимум достигает -31°. Характерной особенностью климата Еревана является абсолютное безветрие зимой и значительные горно-долинные ветры летом, которые особенно сильны в послеполуденные часы. В году здесь бывает в среднем около 220 безморозных дней, а в отдельные годы число таких дней может достичь 270. Годовая сумма осадков не превышает 320 мм. Продолжительность солнечного сияния за год достигает 2700 часов.

Архитектура Еревана оригинальна и самобытна, развитие которой шло путем творческого освоения богатого наследия По признанию многих крупных специалистов, Ереван принадлежит к числу наиболее красивых городов мира. Он отличается живописностью колорита, оригинальностью архитектурного облика и остроумным сочетанием требований градостроительства с природными условиями.
Радиально-кольцевая планировка характерна для центральной части города, но для каждого его района найдено особое композиционное решение, которое учитывает местный рельеф, тип ландшафта и иные их особенности. Неповторимый колорит придает Еревану удивительное разнообразие применяемых здесь естественных строительных материалов - вулканических туфов самых различных оттенков, фельзитов, трахитов, базальтов. По меткому выражению одного из иностранных туристов, Ереван напоминает огромный букет, собранный из самых различных полевых и декоративных цветов.

Сегодня Ереван - красивый современный город. Развитая сеть увеселительных заведений, необыкновенные по колориту рестораны, ночные клубы, в которых изысканная кухня, аромат армянских коньяков, неповторимая армянская музыка, которая сливается с ландшафтом окружающей природы.

Зелень садов и тенистых парков охватывает и дальние подступы, и обновленные и новые кварталы. Ереван как бы вписан в грандиозную панораму Араратской долины, увенчанную конусами Большого Арарата (Масиса) и Малого. Эти величавые вершины пишут художники, им посвящают песни поэты и гусаны.

Обе вершины поднимаются в 50 км от Еревана, кажется, что они парят над городом. Арарат органически связан с обликом города, и архитектура и планировка Еревана составляют единое целое с изящными и величественными контурами этих гор.

 


Ариван-Ариаван-Эребуни-Ереван


Таким образом, название армянской столицы Ереван означает поселение /племени/ ари или эри, поселение ариев.

бун-ван гнездо

Именно правитель Урарту Аргишти,сын Менуа, 2794 лет назад, у священного Арарата оснавал крепость Эребуни -Ереван.

Ереван один из древнейших городов мира Археологические раскопки на его территории показали, что человек жил здесь десятки тысячелетий назад. Примечателен тот факт, что территория Еревана заселялась непрерывно. Исследования показали, что в разные периоды времени возникали и по-разным причинам изчезали многочисленные поселения. В хронологическом порядке древнейшее поселение, обнаруженное на территории города, это Ереванская или Разданская пещера /около Ереванского озера, на левом берегу р. Раздан/, древнейший нижний слой / открыты 4-5 культурных слоя/ которой датируется мустьерским периодом /100 000-35 000 лет до н. э./.


Ереванская пещера, 100 000-35 000 лет до н. э..


Далее, следы обитания человека на территории Еревана прослеживаются в новых поселениях, образуя целую цепь исторических памятников. Перечислим их: Шенгавит / 5-2 тыс. до н. э./, Цицернакаберд, Привокзальная площадь, Кармир-берд / середина 2-ого тыс. до н. э./, Кармир-блур /конец 2-ого- начало 1-ого тыс. до н. э./, Эребуни /Арин-берд, 8 в. до н.э./, Аван- Аринч / 2-1 вв. до н. э./, Ереван раннего средневековья /центр/, Ереванская крепость / 7 в., 16 в./ и т.д.
Исследователей /Г. Алишан, К. Инчичян/ и посетивших Ереван иностранных путешественников /Ж. Шарден, Роберт Кер Фортер, Уильям Аузлей, Линч/ особенно интересовало происхождение названия Ереван. В армянских рукописях Ереван упоминается как Ареван, Эреван, Эрван, Эруан и т.д. .В трудах иностранных путешественников и исследователей Ереван упоминается как Erivan, Irvan, Iravan, Эриван, Ереван, Иреван и т.д. . Предполагается, что поселение Tervan, указанное на карте Птолемея / 2 в./ и есть Ереван, поскольку Tervan на карте отмечен на той же географической широте, что и Ереван.
Существует множество толкований и легенд объясняющих название Ереван.
Самое древнее и известное толкование связано с именем прародителя Ноя. Согласно распространенной среди народа легенде, после всемирного потопа, когда сошли воды, Ной с горы Арарат увидев сушу воскликнул ,,еревац, еревац” что в переводе с армянского означает ,,появилась”. В последствие от слова ,,еревал” и произошло название Ереван.
Это древнее предание всегда бытовало среди народа. Об этом свидетельствуют посетившие Ереван иностранные путешественники, которым местные жители поведали это предание. Одним из первых, кто узнал эту легенду был французский путешественник Жан Шарден, посетивший Ереван в 1672-1673 гг.. Местные жители рассказали Шардену и то, что Ереван был построен после потопа на том самом месте, где до потопа жил Ной.
Название Ереван и основание города с Ноем связывают Уильям Аузлей, Роберт Кер Портр, А. Гакстгаузен, Линч и др.. В армянской историографии на это предание ссылались К. Инчичян, М. Смбатян и другие. И сегодня это народное предание сохраняется и свидетельствует о том, что Ереван – древнейшее поселение.
Существует и другая версия толкования названия Ереван. Название Ереван связывается с Ервандом 4-ым /220-201 гг. до н.э./, последним царем династии Ервандуни. Г. Налян считает, что Ереван и есть построенная Ервандом столица Ервандашат, другие исследователи считают, что это город Ервандаван и т.д.. В цепи толкований можно просто опустить турецко-персидское предание, связывающее название Eреван с именем персидского хана Реван-Кули, поскольку он господствовал в Ереване в начале 16-го века, между тем Ереван и его название имеют тысячелетнюю историю.
В 19-20-ых вв. на территории Армении были обнаружены и прочитаны клинописные надписи царей древнейшего Армянского царства Арарат-Урарту /Биайнили, Ванское царство/. Они дали возможность не только уточнить ряд географических наименований, но и по-новому объяснить их суть.
В урартских клинописях встречаются названия Эриаини, Эриахи, Эребуни. В клинописи царя Русы 1-ого /735-713 гг. до н.э./, которая была обнаружена в деревние селении Цовинар на берегу оз. Севан, наряду с 22 наименованиями упоминается и название Эриаини. Русский археолог М. Никольский Эриаини /страну/ располагает в окрестностях Еревана, на холме Арин-берд, а название Ереван выводит из Эриаини. Эту версию считают приемлемой Е. Шаазиз, Х. Самвелян и другие.


 Шенгавитское поселение, 5-2 ой тыс., до н. е.


Особенно важным было предположенение М. Никольского о том, что древнейший Ереван нужно было искать на территории холма Арин-берд, где другой русский исследователь и археолог А. Ивановский впервые исследовал и описал развалины крепости. Эриаини располагали и в окрестностях оз. Севан /И. Мещанинов, Г. Меликишвили, Г. Капанцян/. Профессор Г. Капанцян крепость и страну Эриаини отождествлял и связывал с названием племени eria / aria/
Страну Эриаини он считал страной племени eria /aria/. С племенем eria /aria/. Г. Капанцян связывал также страну Эриахи, которую некоторые исследователи отождествляют со страной Эриаини. Эриахи Г. Капанцян размещал в районе Кумайри. Снова возвращаясь к названию племени eri /ari/, он считал возможным возникновение названия Ереван из еri – аvan /страна ari/, что позже зазвучало как Ереван. Выводя название Ереван из названия страны и племени эриа /ариа/, Г. Капанцян одновременно считал его загадочным, поскольку племя эрия и страна Эриахи находились на терротории Гюмри. Как видим, из предположений и версий Г. Капанцян выдвигает версию, согласно которой название Ереван можно толковать как ,,эри аван” /страна эри/.
Для выяснения вопросов о местонахождении и основании Еревана большое значение имели обнаруженная при раскопках холма Арин–берд в 1950г. клинопись /К. Ованесян/ и Хорхорская клинопись /летопись/ на Ванской скале обнаруженная, в 1828г. востоковедом Ф. Шульцем. В Хорхорской клинописи упоминается название поселения Эребуни, которое основал Аргишти 1-ый /786-754 гг. до н. э./, однако оставалось неясным где было основано это новое поселение.
В Хорхорской клинописи Аргишти 1-ый пишет: “По велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил город Эребуни для могущества Биайнили… Земля была пустынной. Могучие дела я там совершил, 6600 воинов из стран Хати и Цупани я там поселил.”
Kлинопись, обнаруженная на холме Арин-берда сообщает “Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа эту великолепную крепость построил, назвал Ирбуни для могушества страны Биайнили. Земля была пустынной. Могучие дела совершил…”


Клинопись Аргишти 1-ого об основании города- крепости Эребуни 782г. до н.э.


Эти две клинописи и клинопись, найденная у подножья холма Арин-берд жителем Норка Тер-Аветисяном, выяснили местонахождение и дату основания /782г. до н.э./ построенной Аргишти 1-ым крепости Эребуни. После обнаружения и чтения аринбердской клинописи исследователи /Б. Пиотровский, М. Исраелян, К. Оганесян/ выдвинули версию, согласно которой название Ереван произошло от Эребуни. В свою очередь М. Исраелян высказала мнение, что Эребуни означает “победа”. Иное толкование названию Эребуни дает И. Дьяконов. Он Эребуни делит на слагаемые ere-ebani и предполагает, что оно означает страну племени ere /Вестник древней истории, 1956, N2, с. 62./. Как видим это обьяснение сходится с мнением Г. Капанцяна. Все вышeупомянутые объяснения в течение лет принимались или отвергались исследователями. Засвидетельствованные в клинописях Аргишти 1-ого названия Еревана /Эребуни, Ирвуни, Эрбуни, Еребуни/ – древнейшие из известных до сих пор письменных упоминаний. Известно, что территория Еревана была заселена задолго до основания крепости Эребуни. Как называлось обнаруженное на территории Еревана древнейшее поселение, сегодняшний Шенгавит, которому приблизительно 6000 лет, не известно. В этом смысле название Эребуни- древнейшее известное нам название армянской столицы.
В старину было принято поселение называть именем его основателя, царя или же именем одного из богов. Как известно, позже в 776г. до н. э. на Араратской долине, на левом берегу р. Аракс, Аргишти 1-ый основал поселение и назвал его в свою честь Аргиштихинили /позже Армавир/. В этом случае можно полагать, что для названия основанного на холме Арин-берд поселения Аргишти использовал или ему уже известное название древнейшего поселения или назвал именем племени /страны/ eri, ari.
Примечательно, что арийские племена, предки индоевропейцев, покинувшие прародину, Армянское нагорье и близлежащие территории, помнят о своей принадлежности к арийцам и этот факт отмечают в письменных источниках /индийские веды, иранская “Авеста”, Бехистунская надпись Дария 1-ого/. Урартские письменные источники, как и армянские средневековые летописцы в своих трудах не обращали внимание на этот факт. Надо полагать, что необходимости постоянно помнить об этом не было, поскольку это их действительность и жили они на своей родине.
В данном случае Аргишти 1-ый основал поселение и назвал именем племени ари, эри /или использовал имеющееся древнейшее название/.
Kaк уже было выше отмечено, это толкование названия Г. Капанцян выдвинул еще в 1930-40-ых гг.. Попробуем развить эту точку зрения. Известно, что на Армянском нагорье имеется множество географических названий /также собственных имен/ начинающихся с ар /эр, ур, ир/: Арарат, Арагац, Ара, Аракс, Арацани, Армавир, Арчеш… Это явление связано с культом и с именем Создателя /Арарич/, Бога Ар-Ара, и именами армен, ари, эри. Названия Эриван, Ариван, Ереван, Иреван также начинаются с ар, эр, ир. На Армянском нагорье есть множество поселений названия которых имеют окончание -ван: Ван, Нахичеван, Иджеван, Дицаван, Отеван, Аван, Ванк и т. д.. Во всех примерах ван имеет значение поселения. В названии Ереван также присуствует окончание -ван. А корень Ар, Эр связан с именем племени ари, эри. Следовательно можно говорить о том, что варианты названия Еревана – Ареван, Араван, Эриван и т.д. состоят из слагаемых Ар, Эр и слагаемого ван, который означал поселение племени ари или эри, поклоняющегося Создателю /Богу Ар/. Упомянутое в клинописи Аргишти 1-ого название Эребуни также говорит в пользу толкования названия как поселения племени ари, эри. В урартской клинописи ,,ebапi” значит страна, поселение. Исследователи отождествляют армянское слово аван с известным из урартских клинописей ebапi. Как видим, и в этом случае Эребуни можно читать как поселение племени ари или эри. Не лишне вспоминать, что в трудах иностранных путешественников Ереван упоминается в персидском варианте как Ириван, Иреван, Ирван, Ираван. Иранский вариант названия Ереван бытовавший среди древнейших соседей – родственных иранцев, также свидетельствует о том, что название Ереван означает поселение племени ари или эри. Для сравнения вспомним название Иран, где у иранцев ар выступает в виде ир. А один из исследователей /Анкетил/ даже считает, что название Ереван похоже на название прародины ариев, упомянутой в ,,Зенд Авесте” – Eerin Veedjo или Iran Vedj.
Таким образом, название армянской столицы Ереван означает поселение /племени/ ари или эри, поселение ариев.


Երևան Ереван Yrevan

 


Открытие улицы Саят-Нова. 1963


 


Улица Амиряна, 1950-ые годы


 


Перекресток Проспекта Маштоца и Корюна. 1948 год



Ереван плошадь Ленина фрагмент 1930 год



Ереван. Конец 19 века.



Разданское ущелье. Вид на церковь Святого Саркиса



Прокладка травмайных линий. 1928 год


Отель «Лондон» на ул. Астафян. 1899 год.


Военний Парад Первая Республика Армения

здания где Арам Манукяан Подписал Акт о Независимости

 

 




 


Торговой площадистарого Еревана


.

 


Панорама Еревана в 1672 году (гравюра из книги Ж. Шардена)


 

 


Столица Армении — Ереван — Творение древнейших вулканов

Над Ереваном, древней столицей Армении, возвышается гора Арарат, бросая величественную тень на «Розовый Город». 

Ереван известен как «Розовый город» из-за традиционных построек розового туфа и окружающего ландшафта. Цвет столицы бывает наиболее ярким во время восхода солнца, и меняет свою насыщенность в зависимости от положения солнца.

Ереван сам по себе является одним из древнейших городов и самой древней столицей мира. Город основан в 782 г. до н.э. правителем Ванского Царства Аргишти I. В то время город был известен как крепость Эребуни.

Следует отметить, что территория древнего города была населена с IV тысячилетия до н.э. После Первой мировой войны Ереван стал 12-й столицей Армении. Примерно с 1920 года по наши дни, Ереван из небольшого города превратился в большой современный город с населением более миллиона человек.

Армянский архитектор Александр Таманян спланировал и построил город по круговой схеме, убрав при этом старые постройки и заменив их современными зданиями, выполненными в основном из ставшего традиционным туфового камня вулканического происхождения.

Архитектура города уникальна, в том числе и для времен СССР. Она отличается от серых тонов, вошедших в традицию в большинстве советских городов.

Туф — это камень из уплотненного вулканического пепла, выброшенный из кратера во время извержения. Хотя подобный тип горных пород можно найти почти на протяжении всего Армянского Нагорья и в некоторых частях юго-запада США.

Однако розовый туф редок за пределами региона, а Ереван — единственный крупный город, построенный из этого камня.

По мнению Джека Локвуда, консультанта по вулканологии,  разница в цвете обусловлена ​​как скоростью потока лавы, где она заканчивается, так и окислением. «Розовая порода — это окисленный игнимбрит или сварной туф, из верхней части толстых пирокластических потоков, широко присутствующих в этой части Армении», — сказал он Smithsonian.com.

Это означает, что первоначальный поток от вулкана был плотным и разрушительным, благодаря взрыву горячего пепла, газов и фрагментов лавы, которые потоком неслись вниз.

«Розовый — это оригинальный цвет окисления, образовавшийся при охлаждении пирокластических потоков. Но это не ближнее к кратеру размещение породы, которое определяет ее цвет. Такая порода туфа формируется на плоской местности, иногда далеко от места извержения вулкана».

По словам Локвуда, во всем мире известна другая, более распространенная порода вулканического камня, известная как базальт или твердая кристаллическая вулканическая лава, являющаяся результатом медленного потока и смеси плагиоклаза и пироксеновых минералов.

Несмотря на широко распространенное и использование туфа в Ереване, Локвуд отмечает, что структура камня не очень крепкая по своей природе и не может поддерживать огромные структурные нагрузки.

Таким образом, базальт обычно использовался в фундаменте строения, а розовый туф, который имеет ровную текстуру и может быть легко разрезан на куски и инкрустирован, отводится на верхние два или три этажа.

В последние годы применяемые новые строительные материалы меняют облик Еревана, разрушая однородные розовые тона. Но, прогуливаясь по площади Республики на закате, все еще можно «принять ванну» в уникальном розовом сиянии города.

 


Старый Ереван и ереванцы


 

Ереванец не называл работу «работой». Он называл ее «делом». Ереванец на работу не приходил. Он на работе появлялся! «Ереванец спешит на работу»… Такой сценки вам увидеть, скорее всего, не удалось бы.

Расстояние от площади Дружбы (крупного транспортного узла) до проходной большого предприятия (более 5000 работников) — Института математических машин составляло несколько сот метров. Сойдя с автобусов и троллейбусов, сотрудники должны были пройти по единственному переулку на пригорок и войти на предприятие.

Надо было видеть, как тысячи человек, по-вечернему нарядно одетых, не торопясь, беседуя, спокойно поднимались в гору и как-бы невзначай исчезали за проходной.В стенах предприятий тоже все обходилось без суеты и видимого напряжения

Ереванец неспешно и как-бы между прочим делал свое дело. И делал его, в основном, хорошо.Конечно, выражение «а что мне, больше всех надо, что ли?» меньше всего можно отнести к активному и амбициозному, до предела уверенному в себе ереванцу! Ему, конечно, было нужно больше всех!

Он хотел раскрыться, самореализоваться, он этим жил! Он должен был создавать то, чего от него не ожидал никто.Ему казалось, нет, он знал, что носит в себе с рождения некое особое знание и мастерство, к которому нужно было просто приспособить окружающий мир да убедить людей, что именно это им нужно.

К тому же он жаждал нравиться и нравиться таким, какой он есть!Но показывать другим свое напряжение, спешку, озабоченность — это совершенно неприлично. У всех ведь свои задачи, каждый сам себе лидер.

Не мешать же другим!…Бригада обувщиков на свои деньги заказывает в Италии модные колодки, чтобы шить самую модную обувь, не хуже итальянской. Да так спокойно и естественно, будто не живут они не за «железным занавесом» от этой Италии и работают не на государственном предприятии

У кибернетиков, которым из Москвы спущен приказ — как можно точнее скопировать американскую вычислительную машину, вдруг выходит мощнейшая в Союзе ЭВМ, лучшая, чем оригинал

Неожиданно обнаруживается, что ассортимент продукции химического предприятия вдесятеро превышает запланированный: сами освоили новую номенклатуру, без команды «сверху».

Завод, построенный для выпуска банальных резисторов, вскоре начинает выпускать компьютеры и полупроводниковые приборы

Помните огромные плакаты с бодрыми рабочими и колхозниками, которыми были увешаны стены домов в советское время? Перепачканные углем, но счастливые шахтеры, машиностроители в грязных спецовках, перевыполняющие план?

Перед тем, как вывесить такой плакат в Ереване, его часто «адаптировали» к южной республике: перекрашивали рабочего в жгучего брюнета и почему-то пририсовывали усы к «общесоюзному» плакатному лицу.

По-видимому, инициаторы такой пропаганды были бы огорчены, узнав, какое удручающее впечатление производил на жителей такой образ «передового армянского рабочего». Если кто-то и обращал внимание на такой плакат, так это кто-то из ереванских бабушек и дедушек. Одобрить образ молодого человека, который в усталом виде, за работой, да еще в грязной спецовке позирует фотографу, они никак не могли!

Ну, выполнил план, пойди умойся, переоденься, тогда и улыбайся в объектив! А то… позор-то какой!Реальные, не плакатные армяне только так и поступали. Вот передо мной на старой журнальной фотографии, судя по подписи, бригада рабочих, строящих тоннель Арпа-Севан:

стоят четверо мужчин в выходных костюмах, один — с портфелем, и полноватая дама с букетом, в светлом платье и в туфлях на высоком каблуке.

Стоят у входа в тоннель, и на их лицах написано застенчивое удовольствие: во-первых, они хорошо выглядят, а во-вторых, уважая зрителя, не демонстрируют ему своих трудностей: как, ценой каких усилий они этот тоннель строят, какой дискомфорт, грязь, жару при этом приходится переносить. Наоборот!

Вот, мол, и Арпа-Севан строим, и сами замечательно выглядим, будьте и вы все здоровы! А что план перевыполнили — ну и хорошо, раз вам так нравится.Говорить о какой-либо браваде или хвастовстве тут не приходится. Просто любой «процесс» приятно было застенчиво скрывать.

Сами себе армяне представляются «кривыми по форме, но прямыми по содержанию». Считают, что удержать ход своих действий в стройных, ритмичных, опрятных и приятных окружающим рамках почти невозможно. А вот законченное действие, результат легче сделать красивым и достойным взгляда окружающих.

Может, поэтому в Армении чаще достигают успеха в изобразительном искусстве, где виден конечный результат, чем, скажем, в танцевальном, где на виду само действие, движение?Армянское присловье «Криво сядем, да прямо скажем», подразумевает нечто большее, чем необязательность для правды красивой, «причесанной» формы!

Тут царит просто убеждение в том, что «сесть» получиться непременно «криво», «прямо» сесть не удастся! Но это не так страшно, так как есть надежда получить, результат, который будет «прямым»!Житель Армении почти всегда удивлялся, если кто-либо обращал внимание на то, как он работает.

Ели это не ученик, вряд ли к такому вниманию отнеслись бы хорошо. Иное дело — результаты труда. Армянин искренне порадуется, что доставил кому-то удовольствие тем, что он сделал.Особенно удавалась ереванцам какая-нибудь новая, уникальная продукция — что-нибудь с эдаким вывертом или странностью.

Видимо, душа лежала именно к «не такому, как у всех». Каждое новое предприятие 70-х годов возникало вокруг новой идеи, а если еще точнее, вокруг какой-либо сверхактивной личности, человека, который был уверен, что создает что-то «невиданное».

Даже предметы повседневного спроса и продукты питания отличались от «общесоюзных», и вовсе не из-за особых армянских традиций питания. Замечательная армянская кухня оставалась в надежных руках хозяек и профессиональных поваров.

А вот то, что выпускали ереванские фабрики, было скорее плодом фантазии конкретных кондитеров.Во-первых, выпускался удивительно вкусный фигурный шоколад (нынешнее поколение, наверняка даже не знает, что это такое) — плотный горький шоколад без начинки, россыпью фигурок лежавший в бонбоньерке.

Во-вторых, только в Ереване фабрично выпускалась сахарная вата. Она продавалась в магазинах и на вынос в виде разноцветных кирпичиков размером с буханку. В знаменитом «Гастрономе номер один», что был на первом этаже «Детского мира» продавцы на пальцах пытались объяснить иностранным туристам , что это за продукт.

Хоть, например, во Франции была сахарная вата (там она называется «дедушкина борода»), но в ереванских зеленых и красных кирпичах узнать ее было трудновато.При этом, как удавалось испортить банальные конфеты или печенье до полной непригодности в пищу, остается только гадать…

Одним из излюбленных праздничных лакомств в Ереване было «ади-буди». Было, по-видимому, всегда. В России под названием «поп корн» оно появился в 1992 году. Ереванский поп-корн ели без соли и без сахара, а готовился он «всухую» из одной только свежей кукурузы, поэтому, в отличие от московского, совершенно не отдавал маслом.

Старая бабушка, продававшая «ади-буди» в арке дома 2 по улице Абовяна, наверняка была довольна русскими туристами: именно около нее останавливались экскурсионные автобусы, и туристы как дети радовались невиданному лакомству, и строились в очередь. Возможно, бабуля даже приплачивала за это экскурсоводам

Поверят ли нынешние молодые ереванцы, привыкшие к отличному мороженому, что тогдашнее ереванское мороженое было несладким, с привкусом маргарина, а эскимо было вовсе без палочки…Когда в 60-е годы по всему Союзу распространился кефир, ереванцы его не приняли.

Пару раз его пытались завезти в магазины, но покупатели сочли, что это мацун, бессовестно разбавленный водой, и молочные комбинаты перестали его выпускать. Зато на ура прошло местное изобретение — напиток «зепюр»: это был ацидофилин с тархуновым ароматом, подкрашенный в голубой цвет или с розовым вареньем, соответственно, розового же цвета.

Кажется ли мне сейчас через десятилетия или правда — ни один из нынешних фруктовых вкусов так не подходил к йогурту, как эти два — тархун и роза!Фабрика с таинственным названием «Комбинат восточных изделий» выпускал оригинальные сладости с вычурными названиями — а вот простые пирожные были совсем не вкусными

Вся оригинальная продукция удавалось на славу: первые в СССР электроинструменты — гитары «Крунк», «Крунк-60» и «Армения», ионики и электроорганы знали по всей стране. А вот пианино получались, честно говоря, не очень хорошими

В Ереване можно было купить такие странные предметы, как абажур для ночника, сделанный из чистой меди, или фонарик, спасающий водителя от ослепляющего света фар… А обычные лампочки второго по величине в СССР электролампового завода стали служить больше одного месяца только к началу 80-х годов

Когда в 70-е годы вошли в моду пластиковые сумки-пакеты с многоцветным рисунком (а ведь было и такое время, когда пластиковый пакет был модным аксессуаром!), а технологии для нанесения рисунка на пластик еще не было, ереванские печатники нашли выход в выпуске пакетов с двойным слоем прозрачной пленки, между которыми вставлялся рисунок, отпечатанный на бумаге.

И в то же время, дети окрестили школьные дневники армянского производства «ишханами»: серые снаружи и густо-розовые внутри, как севанская форель, они были отпечатаны вкривь и вкось на отвратительной бумаге…

Ереванцы шили лучшую в СССР обувь. Однако вслух об этом прямо говорить не полагалось. Ереванец бы сказал «наша обувь — в числе лучшей», не более того. Хотя конкретно в вопросе обуви даже сравниться было не с кем, однако оставаться психологически одиноким даже на вершине успеха было чуждо ереванскому духу.

Сперва фабрика «Масис», а потом и фабрика «Наири» выпускали качественную и красивую обувь, которая шла и на экспорт. Но этими крупнейшими фабриками обувное творчество в Ереване не ограничивалось.

Возле магазинов всегда можно было увидеть мастеров-частников, которые вежливо и вкрадчиво критиковали фабричную обувь и предлагали свою, «невиданно хорошую»: из лучшей кожи, по новейшим колодкам, а главное — сшитую настоящим мастером!

Армен Давтян из книги С.В. Лурье, А.А.  Давтян «Ереванская цивилизация»

 


Александр Таманян


 

Алекса́ндр Ива́нович Таманя́н (арм. Ալեքսանդր Թամանյան; 1878—1936) — советский армянский архитектор, представитель неоклассического направления.
Народный архитектор Армянской ССР (1926). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942 — посмертно). Им спроектирован и по его генеральному плану построен современный Ереван.Родился 4 (16) марта 1878 года в Екатеринодаре(Краснодар), в семье банковского служащего.В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, через два года поступил на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1904 году. По словам сестры Таманяна и его друга Евгения Шретера, уже в годы обучения в Академии Таманян, просматривая чертежи и фотографии древних памятников, говорил о желании работать на исторической родине.Первые работы Таманяна были выполнены в духе неоклассического направления, популярного в те годы. В 1909 году он работал над реконструкцией двух усадеб графов Мусиных-Пушкиных (Мологский уезд Ярославской губернии).

 


Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. Неоклассицизм определял творчество архитектора, однако в то же время были выполнены в национальном духе (традиционная декоративная резьба по камню и др.). Среди наиболее знаменитых творений зодчего в Ереване можно выделить гидроэлектростанцию (ЕРГЭС-1, 1926), Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926—1953), Дом правительства АрмССР (1926—1941) и др. Таманян также сыграл ведущую роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.

А. И. Таманян умер 20 февраля 1936 года. Похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса.

 

Так он спроектировал и построил каменный дом-особняк и службы при нем усадьбе Борисоглеб. Еще более масштабными были работы в усадьбе Иловна: проект и постройка каменной набережной, проекты устройства парка и отделки фасадов домов, реставрация каменной церкви конца XVIII века. Работы были закончены в 1913 году; в 1914 году он приступил к проектированию дальнейшей реконструкции главного дома в Иловне, оставшейся незаконченной из-за революции. В начале 1940-х гг. обе усадьбы были затоплены Рыбинским водохранилищем. Широкое профессиональное признание А. И. Таманяну принесла реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Примерами его ранних работ могут быть особняк В. П. Кочубея в Царском селе (1911—1912), дом князя С. Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911—1913) удостоенный звания лучшего дома Москвы этого года, совместный с другими архитекторами проект Города-сада для служащих железной дороги, включая туберкулезный санаторий и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне Кратово) под Москвой (1913—1923); центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах, 1916. Интерес также представляет начатый по поручению Н. Я. Марра проект музея в Ани. Хотя он и не был осуществлён, Таманян получил возможность ознакомиться с шедеврами армянского зодчества.В 1914 году Таманян был удостоен звания академика, в 1917 году избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председателем Совета по делам искусств. В 1923 году он переехал в Ереван, где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК-а Армянской ССР (1925—1936). Таманян разработал генеральные планы ряда армянских городов и поселков, в том числе, Ленинакана (современный Гюмри) (1925), Нор-Баязета (современный Гавар) (1927) и Ахта-Ахпара (1927), Эчмиадзина (1927—1928) и др. Таманян создал первый генеральный план современного Еревана, который был одобрен в 1924 году.

 

Взятие Еревана

На момент штурма крепостью заведовал брат сардара — Гассан-хан. Он занимался укреплением крепости, которая была построена в 1582-1583 годах при османах, захвативших регион в 1554 году. В 1604 году город был отвоеван у турок-османов персами. Армяне составляли значительную часть населения крепости. Понимая это, сардар заблаговременно выслал из города в Персию несколько армянских семей, которые могли так или иначе помочь русским. Персияне активно отстреливались, но из-за низкого уровня артиллерии, и отчасти из-за того что к пушкам были приставлены армяне, часто попадали в крепость. Российское войско в свою очередь было хорошо осведомлено и полностью подготовлено к финальной вылазке.

В результате 5 октября 1827 Эривань была взята генералом Паскевичем, получившим за это титул графа Эриванского. После падения ранее неприступной столицы российские войска быстро заняли оставшуюся часть ханства. 10 февраля 1828 г. Эриванское ханство было формально уступлено персидским шахом Российской империи

Карл Беггров "Взятие штурмом крепости Эривань "

 


Сведения о древнем армянском городе Эривань


Первый выпуск «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа», вышедший в 1881г., начал публикацию результатов исследований Армянское нагорье и кавказского региона со статьи,посвященной Еревану. В ней рассказывается , что еще в 7 веке есть упоминания об армянском городе – Ереване, и только в 15 веке здесь появились тюрки и персы.Статья написана учителем подготовительного класса Эриванской прогимназии Степаном Павловичем Зелинским.В начале статьи обсуждается и анализируется этимология названия города – Эривань. Автор скрупулезно изложил все версии от городских преданий до сведений, основанных на исторических документах и источниках. Согласно армянскому преданию, Ной, посмотрев с вершины Арарата, первой заметил возвышенности Эривани, раньше других вышедших из-под воды и произнес: «Еревум е» («Видно»). «Татарская» же версия, возводит название города Ираван к слову «ая-раван», что переводится с фарси как «течет». Автор также обращается к источникам, в которых есть первые упоминания о Ереване. В частности, он пишет: «Древнейшие известия об Эривани относятся ко второй половине VII века после рождества Христова, когда, по словам, Католикоса Оганеса, происходила какая-то война». В своем письме Католикос говорит о том, что с 661 по 665 гг. во время Патриарха Анастаса была война в городе Эривани.
В качестве более ранних упоминаний Еревана, автор цитирует армянских историков начала VII века Мовсеса Хоренаци и Себеоса. Цитируя последнего, Зелинский, в частности, пишет: «во время греческого царя Константина и персидского Азкерта, измаильтяне, после разорения некоторых мест пришли и собрались в Ереване, осаждали здесь крепость, но не смогли взять ее».
Далее, делая обзор различных версий по происхождению топонима Ереван, Зелинский приходит к выводу, что «<…> нельзя сомневаться, что Эривань существовала раньше VII века, так как в 661 году она называлась уже городом» и что «уже на момент 635-638 в Эривани уже существовала крепость».
Резюмируя экскурс в «дотюркскую» и «доперсидскую» историю города, автор отмечает: «Достоверно известно то обстоятельство, что Эривань находилась под властью армян вплоть до 1441 года, а с этого времени она сделалась, так сказать, игрушкой в руках персов и турок».
Отметим, что «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» – масштабное издание нарративных источников, осуществлявшееся управлением Кавказского учебного округа в период с 1881-1908 гг., включающее в себя исследования и описание истории, жизни, быта, этнографических особенностей народов, населяющих Кавказский регион Российской Империи.
Изначальная цель издания «Сборника» заключалась в «изыскании средств» для поддержания духовной жизни учителей и предотвращения деградации последних. «Без такой поддержки, даже способный и получивший достаточное образование молодой учитель, незаметно для себя, мало-помалу поддается влиянию окружающей среды и, в конце концов, превращается в «учителя-ремесленника» ничем другим не отличающегося от окружающих его поселян, как только знанием той или иной грамоты», – говорится во вступлении к Сборнику.
Для этого было принято решение дополнительно нагрузить школьных учителей исследовательской работой – всесторонне изучить регион, в котором тот или иной учитель живет и трудится.
Помимо того, что данная деятельность будет служить «оградою учителей от апатии, ложного направления и увлечений вредными и посторонними внушениями», «поддержанию их на уровне полученного ими образования и дальнейшего самосовершенствования», но также будет иметь практическую пользу – создаст объективное описание региона и станет источником богатого материала по описанию региона. Тем более, что в прошлом уже имелся подобный позитивный опыт по сбору материалов по Кубани и Ставрополью в 1879г.
В помощь исследователями предлагается список интересующих вопросов – история, экономика, статистика, демография, этнография изучаемых населенных пунктов, а также список литературы и архивных документов, на основании которых они должны проводиться.

 


Источник : http://www.panorama.am/


Стены крепости Эребуни

Вход в храм «Суси». Эребуни

Фреска со львами из Эребуни (VIII в. до н. э.).

Армянское царство. Картина в музее «Эребуни»

Изображение бога Халди, настенная роспись храма. Эребуни

Фреска из дворца Эребуни (VIII в. до н. э.)

Фреска в Эребуни

Статуя барана Эребуни тангаран

Фундамент внешней стены с выступающими контрфорсами. Эребуни

Фрагмент каменного водопровода. Эребуни

Фрагмент большого бронзового колчана с изображениями всадников и колесниц. Найден в Кармир Блуре (Армения)

Перекрытие двери внутреннего помещения, выполненное из деревянного бруса- Эребуни

Один из древнейший туалетов Урарту-Эребуни Тангаран.

Серебряный медальон. Араратское царство (Урарту).

 


Ереван — Архитектурное сооружение Каскад

 

Ереван - Каскад

Это архитектурное сооружение – монументальное и динамичное – сразу же привлекает внимание туристов. Кому-то оно напоминает многоярусную Вавилонскую пирамиду с иерархической системой огромных лестниц, органично соединяющих лежащий в низине центр города и жилой массив, расположенный на взгорье. А кому-то –модернистскую скульптуру гигантских размеров, разворачивающуюся наподобие морской раковины…

«Каскад» сегодня по праву считается одной из ярких достопримечательностей Еревана. Началось его строительство в далекие 70-е, но по сей день оно так и не обрело свой окончательный вид.

Однако его «недостроенность» не мешает горожанам и приезжим собираться в окрестностях комплекса и наслаждаться открывающейся с высоты панорамой, особенно по вечерам.

«Каскад» всегда был в фокусе повышенного внимания — архитекторы, строители, предприниматели жаждали преобразить и домыслить его образ до цельного и окончательного воплощения.

Еще в генплане Александра Таманяна было отмечено, что на месте ереванского «Каскада» должно быть торжественное завершение главной оси города. Тогда за работу взялись архитекторы Джим Торосян, Саркис Гурзадян и Аслан Мхитарян. Они завершили предусмотренную Таманяномидею композиционной оси, названной «Северным лучом».

До 2002 года Каскад пребывал в обветшалом и заброшенном виде. Когда армянское правительство передало его Фонду Музей Гафесчян, территория эта несказанно преобразилась: заработал эскалатор, один за другим открылись выставочные, концертные, представительские залы, служебные помещения, на каждом этаже появились скульптуры.

Но дело не дошло до полного своего завершения…«Каскад» и сегодня продолжает будоражить воображение не только архитекторов, но и ученых.Айко Конрад- немецкий историк да к тому же арменовед–выступил в популярном в Ереване антикафе «Эон» с предложением посадить «Висячие сады»на территории «Каскада» — по левую и правую сторону его. Не все приняли всерьез идею «Висячих садов» в центре города, но немецкий историк стоял на своем.

Он напомнил собравшимся о том, что в VI веке до нашей эры это второе из семи чудес света создал царь Вавилона Навуходоносор II, дабы прославить Вавилон на весь мир. Идея создания цветущих зеленых холмов посреди сухих равнин многим казалась тогда нелепой. И тем не менее, эти удивительные райские сады все же построили.

Памятуя древнюю историю, Айко Кондратоднако не ратует за компилятивное использование наследия или же мимикрию под старых мастеров – он за комплексное и разумное решение вопроса.

По его словам в крупных западных и северных мегаполисах мира второе чудо света смотрелось бы несколько вычурно и искусственно, в то время как Армения –это та страна, где из покон веков скрещивались культурные и исторические пути.При этом арменоведделает ставку именно на культурную и символическую сторону вопроса.

Тщательно изучивстроение комплекса «Каскад», а также узоры и гравировку на его конструкции, Конрад приходит к выводу, что необходимо «обновить» и «облегчить» территорию «Каскада», отгородив ее от крупных построек — жилых зданий, разных объектов, которые в корне противоречатизначальной задумкеавтора оного проекта.

Фишка немецкого историка – это посадка плодовых деревьев разных сортов, которые бы распускались в разное время года, окрашивая своим цветением все вокруг и насыщая воздух особым ароматом.

Единомышленниками Айко Конрада стали эколог Карине Паносян и архитектор Давид Степанян. От себя они сделали небольшие «поправки», что, дескать, сады должны распространяться не справа и слева от «Каскада» в виде отдельного ландшафтного решения, а должны быть скрыты от фасадной стороны комплекса для того, чтобы не нарушать единство архитектурного объекта.

И что очень практично и выгодно:некоторые скульптуры, которые нынче не только не смотрятся, но и зачастую портят внешний вид комплекса, «спрячутся» именно в этих садах.Архитектор Карен Балянтакже поддержал идею немецкого Айко.

Он подтвердил, что близлежащие постройки Каскада не только противоречат изначальной задумке «Каскада», как полноценного строения, но и портят его.

Балян напомнил собравшимся, что Таманян изначально задумал создать новый образ столицы, которая отражала бы ее возрожденную государственность и культуру и, стало быть, нынче надо делать все возможное, чтобы создать и передать достойный облик нашей страны.

Словом, почти все собравшиеся высказывали свои соображения на предмет нового облика «Каскада», обдумываяшаги, которые хоть как-то привели бы к возможности дальнейшей реализации идеи Айко Конрада.

Так, на предмет скорейшего озеленения близлежащей территории, было предложено и объявить конкурс на лучший проект в рамках этой темы.

Похоже, обсуждение новых идей и предоставление их на суд не только профессионалов, но и обычных людей с оригинальными идеями и «свежими» мозгами, есть один из лучших способов реанимации сегодняшнего Еревана. Как тут не вспомнить слова Артура Кларка о том, что «единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы».

 


Эребуни 782 год до нашей эры


 

Эребуни 782 год до нашей эры

После объединения Нарайских государств Араме (858 г. до н.э.-844 г. до н.э.) — Историческая Армения, стала одним из могучих государств Древнего Востока. Среди ранних и крупнейших городов исторической Армении был Эребуни, расположенный на холме Арин Берд (юго-восточная окраина Еревана), крупном административно-экономическом центре северной части страны.

Согласно хурхорской клинописи и двум другим идентичным записям, найденным в цитадели, Эребуни был построен Аргишти I в 782 году до н.э. (эта дата считается основанием Еревана).

В честь основания города была поставлена раскрашенная скульптура вооруженного воина с клинописной надписью на бронзовом пьедестале. Это подтверждает, что значение Эребуни является важным военным оплотом страны. Название Еревана происходит от Эребуни.

Крепость Эребуни строилась в традициях Ванского царства. Городские кварталы располагались у подножия холма высотой почти 65 м, увенчанного цитаделью, которая была архитектурной доминантой в окрестностях.

Из цитадели открывался полный вид на Араратскую долину с ее поселениями и основными дорогами, ведущими в Эребуни. Конфигурация вершины холма определяла треугольную форму плана цитадели.

Другим элементом разнообразия был шестиколоночный портик, который стоял слева от дороги и акцентировал вход в цитадель. Портик был разрисован красочными фресками, а лестница, ведущая к нему, была окружена бронзовыми фигурами крылатых быков с человеческими головами.

В цитадель вошли дворцы, храмы и служебные помещения, расположенные на разных уровнях, в зависимости от поверхности холма и соединенные между собой лестницами.

Главный входной путь вел к центральному двору, который был зарезервирован для всех видов церемоний и для парадов личного охранника Аргишти I и гарнизона крепости. Одна из фресок показала большую сцену охоты, а дворянин ехал на колеснице в сопровождении леопардов.

В юго-западной части двора находился храм бога Халди — продолговатый большой зал с подсобкой и лестница, ведущая к крыше башни, и открытый алтарь с 12 колоннами с колоннами в двух рядах, где, вероятно, был составлен гарнизон.

Стены выложены скамейками для знатных, а на левой торцевой стене есть жертвенник для жертвоприношений. Храм был богато украшен. Его стены были разрисованы красочными изображениями человеческих фигур и богов, с геометрическими и цветочными орнаментами.

Особый интерес представляет представление бога Халди, стоящего на льве, с жезлом в левой руке и с рогатой тиарой на голове; он похож на барельефное изображение бога Тейшеба в Адильжевазе и многих других, известных в искусстве Ванского царства.

Окно над жертвенником служило для дневного света и вытягивания алтарного дыма. Был еще один алтарь жертвенника, который стоял вне храма, в середине перистилярного двора.

Внутренние и наружные стены здания были окрашены в голубой цвет. Рядом с храмом были служебные помещения, в том числе два винных погреба с огромными (до 600 литров) кувшинами для вина, используемого в церемониях жертвоприношения.

Надписи, вырезанные не только на каменных стенах, но и на основаниях колонн, говорят, что вскоре после завершения строительства дворец был расширен. У Аргишти были новые помещения, органически связанные с макетом крепости, добавленные к юго-восточной стороне.

Последовательные правители Ванского царства сделали Эребуни местом их проживания во время военных кампаний против северных захватчиков и продолжили строительные работы по созданию оборонительных укреплений.

Цари Сардури II и Руса I также использовал Эребуни в качестве промежуточного места для новых кампаний завоевания, направленных на север.

Несмотря на многочисленные вторжения последовательных иностранных держав, город никогда не был действительно оставлен и постоянно заселялся в последующие столетия, в конечном итоге разветвляясь, чтобы стать городом Ереваном.


King Argishti


В Ереване обнаружена древняя улица которой 2700 лет

В столице Армении обнаружена улица возрастом 2700 лет. Армяно-франко-иранская археологическая экспедиция, производившая раскопки на территории крепости Эребуни, обнаружила самую древнюю улицу Еревана.

Руководитель армянской части экспедиции археолог Микаел Бадалян рассказал: «В этом году была обнаружена вымощенная красивой плиткой почти 30-метровая улица на участке близ храма Халди музея-заповедника Эребуни. Ее возраст – 2700 лет».

Специалисты считают, что эта находка полностью изменила представление о цивилизации Ванского царства (Урарту). Кроме этого, в ходе раскопок было выяснено, что в середине VII века до нашей эры там произошло землетрясение.

Руководитель французской части экспедиции Стефан Дюшамп, в свою очередь, придал большую важность раскопкам, подчеркнув, что они не только имеют важное археологическое значение, но и дают возможность правильно организовать реконструкцию музея-заповедника «Эребуни».

Как известно, город-крепость Эребуни (Ереван) был основан царем Аргишти в 782 году до нашей эры. Раскопки Эребуни стали частью подготовки к праздничным мероприятиям, приуроченным к 2800-летию Эребуни, которые пройдут в 2018 году.


Ереванский Красный мост



Ереван-1905 год
Ереванский Красный мост находится на реке Раздан. Представляет собой сооружение, возведенное в 17-ом веке (построен в 1679 году) и служившее единственной переправой через реку на пути в Араратсткую долину.  Будучи выстроен из красноватых кирпичей, он назывался Красным мостом, однако постройка известна также и по имени зажиточного горожанина из Канакера ходжи Пилава, который пожертвовал на восстановление моста после землетрясения.

Ереванский Красный мост находится на реке Раздан. Представляет собой сооружение, возведенное в 17-ом веке (построен в 1679 году) и служившее единственной переправой через реку на пути в Араратсткую долину.  Будучи выстроен из красноватых кирпичей, он назывался Красным мостом, однако постройка известна также и по имени зажиточного горожанина из Канакера ходжи Пилава, который пожертвовал на восстановление моста после землетрясения.

1899
Позже, в 1851 году, сооружение было перестроено. Красный мост длиною в 80 метров и высотой 11 метров являлся двухпролётной конструкцией, по концам которой было еще по одному проёму для пропуска поливной воды.

 


 

Фото: Тигран Шахбазян и Каро Саакян

 

 

 

 

 

 

 

 

 


\ЕРЕВАН И КУЛЬТУРНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


Ереван и культурные слои древнейших цивилизаций

Ереван один  из древнейших городов мира Археологические раскопки  на его  территории   показали, что человек жил  здесь десятки  тысячелетий  назад.  Примечателен  тот факт,  что  территория  Еревана заселялась непрерывно. Исследования  показали, что  в  разные периоды времени  возникали и  по-разным  причинам  изчезали  многочисленные   поселения. 

В хронологическом  порядке древнейшее поселение,  обнаруженное на территории  города, это Ереванская  или  Разданская  пещера /около Ереванского озера, на  левом   берегу  р.  Раздан/, древнейший нижний  слой  / открыты 4-5 культурных  слоя/ которой датируется  мустьерским   периодом /100 000-35 000 лет до н. э./.

 

Ереван и культурные слои древнейших цивилизаций


Ереванская пещера, 100 000-35 000 лет до н. э..


ь

Далее, следы обитания человека на территории Еревана прослеживаются в новых поселениях, образуя целую цепь исторических памятников. Перечислим их: Шенгавит / 5-2 тыс. до н. э./, Цицернакаберд, Ареш /Привокзальная площадь/, Кармир-берд /середина 2-ого тыс. до н. э./, Кармир-блур /конец 2-ого- начало 1-ого тыс. до н. э./, Эребуни /Арин-берд, 8 в. до н.э./, Аван- Аринч / 2-1 вв. до н. э./, Ереван раннего средневековья /центр/, Ереванская крепость / 7 в., 16 в./ и т.д.

Исследователей /Г. Алишан, К. Инчичян/ и посетивших Ереван иностранных путешественников /Ж. Шарден, Роберт Кер Фортер, Уильям Аузлей, Линч/ особенно интересовало происхождение названия Ереван. В армянских рукописях Ереван упоминается как Ареван, Эреван, Эрван, Эруан и т.д. .

В трудах иностранных путешественников и исследователей Ереван упоминается как Erivan, Irvan, Iravan, Эриван, Ереван, Иреван и т.д. . Предполагается, что поселение Tervan, указанное на карте Птолемея / 2 в./ и есть Ереван, поскольку Tervan на карте отмечен на той же географической широте, что и Ереван.

Существует множество толкований и легенд объясняющих название Ереван.
Самое древнее и известное толкование связано с именем прародителя Ноя. Согласно распространенной среди народа легенде, после всемирного потопа, когда сошли воды, Ной с горы Арарат увидев сушу воскликнул ,, еревац, еревац” что в переводе с армянского означает ,,появилась”.

В последствие от слова ,,еревал” и произошло название Ереван. Это древнее предание всегда бытовало среди народа. Об этом свидетельствуют посетившие Ереван иностранные путешественники, которым местные жители поведали это предание.

Одним из первых, кто узнал эту легенду был французский путешественник Жан Шарден, посетивший Ереван в 1672-1673 гг.. Местные жители рассказали Шардену и то, что Ереван был построен после потопа на том самом месте, где до потопа жил Ной.

Название Ереван и основание города с Ноем связывают Уильям Аузлей, Роберт Кер Портр, А. Гакстгаузен, Линч и др.. В армянской историографии на это предание ссылались К. Инчичян, М. Смбатян и другие. И сегодня это народное предание сохраняется и свидетельствует о том, что Ереван – древнейшее поселение.

Существует и другая версия толкования названия Ереван. Название Ереван связывается с Ервандом 4-ым /220-201 гг. до н.э./, последним царем династии Ервандуни. Г. Налян считает, что Ереван и есть построенная Ервандом столица Ервандашат, другие исследователи считают, что это город Ервандаван и т.д..

В цепи толкований можно просто опустить турецко-персидское предание, связывающее название Eреван с именем персидского хана Реван-Кули, поскольку он господствовал в Ереване в начале 16-го века, между тем Ереван и его название имеют тысячелетнюю историю.

В 19-20-ых вв. на территории Армении были обнаружены и прочитаны клинописные надписи царей древнейшего Армянского царства Арарат-Урарту /Биайнили, Ванское царство/. Они дали возможность не только уточнить ряд географических наименований, но и по-новому объяснить их суть.

В урартских клинописях встречаются названия Эриаини, Эриахи, Эребуни. В клинописи царя Русы 1-ого /735-713 гг. до н.э./ , которая была обнаружена в деревние селении Цовинар на берегу оз. Севан, наряду с 22 наименованиями упоминается и название Эриаини.

Русский археолог М. Никольский Эриаини /страну/ располагает в окрестностях Еревана, на холме Арин-берд, а название Ереван выводит из Эриаини. Эту версию считают приемлемой Е. Шаазиз, Х. Самвелян и другие.

Шенгавитское поселение, 5-2 ой тыс., до н. е.

Особенно важным было предположенение М. Никольского о том, что древнейший Ереван нужно было искать на территории холма Арин-берд, где другой русский исследователь и археолог А. Ивановский впервые исследовал и описал развалины крепости.

Эриаини располагали и в окрестностях оз. Севан /И. Мещанинов, Г. Меликишвили, Г. Капанцян/. Профессор Г. Капанцян крепость и страну Эриаини отождествлял и связывал с названием племени eria / aria/

Страну Эриаини он считал страной племени eria /aria/. С племенем eria /aria/. Г. Капанцян связывал также страну Эриахи, которую некоторые исследователи отождествляют со страной Эриаини. Эриахи Г. Капанцян размещал в районе Кумайри.

Снова возвращаясь к названию племени eri /ari/, он считал возможным возникновение названия Ереван из еri – аvan /страна ari/, что позже зазвучало как Ереван.

Выводя название Ереван из названия страны и племени эриа /ариа/, Г. Капанцян одновременно считал его загадочным, поскольку племя эрия и страна Эриахи находились на терротории Гюмри.

Как видим, из предположений и версий Г. Капанцян выдвигает версию, согласно которой название Ереван можно толковать как ,,эри аван” /страна эри/.

Для выяснения вопросов о местонахождении и основании Еревана большое значение имели обнаруженная при раскопках холма Арин–берд в 1950г. клинопись /К. Ованесян/ и Хорхорская клинопись /летопись/ на Ванской скале обнаруженная, в 1828г. востоковедом Ф. Шульцем.

В Хорхорской клинописи упоминается название поселения Эребуни, которое основал Аргишти 1-ый /786-754 гг. до н. э./, однако оставалось неясным где было основано это новое поселение.

В Хорхорской клинописи Аргишти 1-ый пишет: “По велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, построил город Эребуни для могущества Биайнили… Земля была пустынной. Могучие дела я там совершил, 6600 воинов из стран Хати и Цупани я там поселил.”

Kлинопись, обнаруженная на холме Арин-берда сообщает “Величием бога Халди, Аргишти, сын Менуа эту великолепную крепость построил, назвал Ирбуни для могушества страны Биайнили. Земля была пустынной. Могучие дела совершил…”

Клинопись Аргишти 1-ого об основании города- крепости Эребуни 782г. до н.э.

Эти две клинописи и клинопись, найденная у подножья холма Арин-берд жителем Норка Тер-Аветисяном, выяснили местонахождение и дату основания /782г. до н.э./ построенной Аргишти 1-ым крепости Эребуни.

После обнаружения и чтения аринбердской клинописи исследователи /Б. Пиотровский, М. Исраелян, К. Оганесян/ выдвинули версию, согласно которой название Ереван произошло от Эребуни.

В свою очередь М. Исраелян высказала мнение, что Эребуни означает “победа”. Иное толкование названию Эребуни дает И. Дьяконов. Он Эребуни делит на слагаемые ere-ebani и предполагает, что оно означает страну племени ere /Вестник древней истории, 1956, N2, с. 62./. Как видим это обьяснение сходится с мнением Г. Капанцяна.

Все вышeупомянутые объяснения в течение лет принимались или отвергались исследователями.

Засвидетельствованные в клинописях Аргишти 1-ого названия Еревана /Эребуни, Ирвуни, Эрбуни, Еребуни/ — древнейшие из известных до сих пор письменных упоминаний. Известно, что территория Еревана была заселена задолго до основания крепости Эребуни.

Как называлось обнаруженное на территории Еревана древнейшее поселение, сегодняшний Шенгавит, которому приблизительно 6000 лет, не известно. В этом смысле название Эребуни- древнейшее известное нам название армянской столицы.

В старину было принято поселение называть именем его основателя, царя или же именем одного из богов. Как известно, позже в 776г. до н. э. на Араратской долине, на левом берегу р.

Аракс, Аргишти 1-ый основал поселение и назвал его в свою честь Аргиштихинили /позже Армавир/. В этом случае можно полагать, что для названия основанного на холме Арин-берд поселения Аргишти использовал или ему уже известное название древнейшего поселения или назвал именем племени /страны/ eri, ari.

Примечательно, что арийские племена, предки индоевропейцев, покинувшие прародину, Армянское нагорье и близлежащие территории, помнят о своей принадлежности к арийцам и этот факт отмечают в письменных источниках /индийские веды, иранская “Авеста”, Бехистунская надпись Дария 1-ого/.

Урартские письменные источники, как и армянские средневековые летописцы в своих трудах не обращали внимание на этот факт. Надо полагать, что необходимости постоянно помнить об этом не было, поскольку это их действительность и жили они на своей родине.

В данном случае Аргишти 1-ый основал поселение и назвал именем племени ари, эри /или использовал имеющееся древнейшее название/.

Kaк уже было выше отмечено, это толкование названия Г. Капанцян выдвинул еще в 1930-40-ых гг.. Попробуем развить эту точку зрения. Известно, что на Армянском нагорье имеется множество географических названий /также собственных имен/ начинающихся с ар /эр, ур, ир/: Арарат, Арагац, Ара, Аракс, Арацани, Армавир, Арчеш…

Это явление связано с культом и с именем Создателя /Арарич/, Бога Ар-Ара, и именами армен, ари, эри. Названия Эриван, Ариван, Ереван, Иреван также начинаются с ар, эр, ир. На Армянском нагорье есть множество поселений названия которых имеют окончание -ван: Ван, Нахичеван, Иджеван, Дицаван, Отеван, Аван, Ванк и т. д..

Во всех примерах ван имеет значение поселения. В названии Ереван также присуствует окончание -ван. А корень Ар, Эр связан с именем Бога Ар и племени ари, эри. Следовательно можно говорить о том, что варианты названия Еревана – Ареван, Араван, Эриван и т.д. состоят из слагаемых Ар, Эр и слагаемого ван, который означал поселение Бога Ар или племени ари/эри, поклоняющегося Создателю /Богу Ар/.

Упомянутое в клинописи Аргишти 1-ого название Эребуни также говорит в пользу толкования названия как поселения племени ари, эри. В урартской клинописи ,,ebапi” значит страна, поселение. Исследователи отождествляют армянское слово аван с известным из урартских клинописей ebапi.

Как видим, и в этом случае Эребуни можно читать как поселение племени ари или эри. Не лишне вспоминать, что в трудах иностранных путешественников Ереван упоминается в персидском варианте как Ириван, Иреван, Ирван, Ираван.

Иранский вариант названия Ереван бытовавший среди древнейших соседей – родственных иранцев, также свидетельствует о том, что название Ереван означает поселение племени ари или эри. Для сравнения вспомним название Иран, где у иранцев ар выступает в виде ир.

А один из исследователей /Анкетил/ даже считает, что название Ереван похоже на название прародины ариев, упомянутой в ,,Зенд Авесте” – Eerin Veedjo или Iran Vedj.
Таким образом, название армянской столицы Ереван означает поселение Бога Ар или племени ари/эри, поселение ариев.

Терян Анжела Историк Музей истории Еревана Русский перевод М. Хачманукян



Централная площадь -Hraparak

 

The National Gallery of Armenia.

Мтро Централная площадь -Hraparak

Мтро Централная площадь -Hraparak-Vernisaz




Цицернакаберт


Медецинский Центр Астхик


Конд



Источники :http://www.armgeo.am/ru/articledetailed/yerevan-red-bridge/                  

https://www.slaq.am/arm/news/125956/

Фото: wikipedia.org



Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян


 

=== result ===
Click on icons for more info