Главная страница

Нравится
 

 

Насильно исламизированные Армяне

 


Заза - кто они?

Заза́ или Дымли́ — Aрмянский народ, проживающий на востоке Турции на Армянском нагорье в верховьях Тигра и Евфрата. От собственно курдов заза отличаются языком Aрмянского происхождения — зазаки, лишь отдалённо родственным курдскому, а также религией шиитского направления ислама, называемой алавизмом, исповедуемой значительной частью заза.

Дерсим - горная область на крайнем западе исторической Высокой Армении (Бардзр Хайк‘), ныне находится на территории Турции. После 1938г. она официально была переименована в Тунджели, хотя и поныне армянам она известна как Дерсим / Терсим, а народу заза или димыли как Де(р)сим.
До 1915г. в Дерсиме проживали в основном армяне и заза. В летнее время там появлялись также некоторые кочевые курдские племена.
Народ заза или дим(ы)ли, в армянской традиции «делмик» / «длмик», в науке вплоть до начала 20-ого века считали курдами а их язык – зазаки / димылки / кырманджки одним из северо-курдских диалектов.

В конце 19-ого в. независимо друг от друга выдающийся немецкий иранист, фактический основоположник немецкой школы иранистики Фридрих Карл Андреас и армянский этнограф-религиовед Андраник высказали предположение, что название димыли / делмик восходит к иранскому этнониму делмик – «дейламец, дейламит, житель области Дейлам (горная часть иранской провинции Гилян на юге Каспия)». Впоследствии основываясь на анализе языка заза, ученики Ф. К. Андреаса Оскар Манн и Карл Хаданк в 1930-ых годах доказали, что заза входит в группу северо-западных пайтакаранской Армянских диалектов, и имеет ближайшие родственные связи с гилянским, талышским, азарийскими (армяно-татские диалекты, не путать с азербайджанско-тюркским) диалектами Армении, и таким образом не может быть причислен к курдским диалектам.
Кроме языковых различий, дерсимцы-заза от основного массива курдов отличаются и по своей религии. В научной традиции, их религию традиционно принято называть «алевизмом» или чтобы отличить от других алевитских (и бекташитских) течений в Турции «дерсимским алвизмом». Сами дерсимцы на языке зазаки называют свою религию «Раа Хакк» (букв. «Путь Истины»). Дерсимский алевизм в себе вобрал разные доктрины крайнего шиизма и армянского народного христианства, создав интересный синкретизм. В отличие от других крайне шиитских сект (в основном обожествляющих первого шиитского имамам Али ибн Аби Талиба) и, несмотря на свое имя («алевизм»), главным божеством дерсимцев-заза является Хызыр / Хизр. по своим функциональным качествам часто совпадающий с народными представлениям армян о Св. Сергии (Сурб Саргис).
Согласно данным английского офицера, посетившего Дерсим в 19-ом в. некоторые сеййидские кланы (сеййиды составляют наследственную касту духовенства) утверждали о своем армянском происхождении. Эту информацию подтверждают также Андраник и Г. Халаджан, сам уроженец Дерсима, блестящий знаток языка, этнографии и культуры заза. Согласно Халаджяну сеййидский клан Агуджан как святую реликвию хранил несколько армянских манускриптов (в том числе и “Нарек”), такие манускрипты имелись и у других кланов. Дерсимцы-заза наравне с армянами почитали также такие армянские святыни как Халвори Ванк («монастырь старца») Сурб Лусаворич (Св. Просветитель). Все дерсимцы-заза свободно говорили также на местном диалекте армянского языка.
Есть миф, якобы в 1915г. часть курдских племен (аширетов) спасла армян от Геноцида, тем временем при подробном изучении вопроса, оказывается, что почти все курдские аширеты (кроме пожалуй Мокса, ныне Элмайка) не только не спасали, но принимали активное участие в создании печально известных отрядов убийц и разбойников «чете», которые принимали активное участие в истреблении армян.
Единственный не христианский народ, который предоставил армянам убежище были заза-алевиты в Дерсиме и в Бюракне (Бингол). В частности в 1915-16г. Дерсим приютил около 30-40 тысяч армян из близлежащих областей Харберд (ныне Элазыг) и Ерзнка (ныне Эрзинджан). Заза-алевиты Дерсима даже выгнали духовного лидера текие алевитов-бекташитов Анатолии, которого османское правительство отправило, чтобы убедить их сдать или уничтожить армян-беженцев. Кстати, среди этих беженцев был и юный Согомон Техлирян, который спустя несколько лет в центре Берлина выстрелом в лоб уничтожил одного из организаторов Геноцида Талеат пашу.
В 1916 г., когда армянские добровольцы под командованием Мурада в составе русских войск вошли в Ерзнка, лидеры дерсимских заза заключили с ним договор о взаимопомощи, и даже после очередного ухода русских войск (после большевицкого переворота в 1917г.) вместе с армянскими добровольцами воевали против регулярной турецкой армии.
В 1938г. влиятельный дерсимский сеййид Рыза возглавил известное освободительное движение Дерсима против кемалистско-турецких властей. В движении принимали активное участие также некоторые армяне дерсимцы, которые в тайне приехали на родину из Сирии.

//

Вообще в Турции под общим обозначением «алевилер» - алевиты «скрываются» разные группы неортодоксальных крайних шиитов нескольких этнических групп: турок, туркмен, курдов, заза и цыган, которые далеки друг от друга как в плане этнолингвистическом, таки чисто в религиозном, так как являются последователями разных орденов: Бекташи, Тахтаджи, Наджи, Мевлеви и т.д. Общая численность алевитов в Турции оценивается 6-20 млн. из коих 3-4 млн.заза. При изучении алевитов обязательно надо иметь в виду этот методологически очень важный нюанс.

Армянский субстрат (как языковой, таки культурно-религиозный и антропологический) явно присутствует в среде заза и курдских алевитов (заза алевиты в основном проживают в районах Дерсим (Тунджели), Бюракн (Бингёл), Кги (Кыги), Ерзнка (Эрзинджан), Болормори (Пюлюмюр).
В 2006 году была записана интересная поговорка от дерсимских алевитов заза: «между нами и армянами единственное отличие - обрезание» :)
Последнее мощное восстание заза алевитов (преподносимое как курдское восстание) в Дерсиме в 1937-38 (в котором тайно принимали участие также дерсимские армяне и члены «АРФД» вернувшись сюда из Сирии, см., например, письма Каро Сасуни) закончилось кровавым Геноцидом и депортацией заза. Интересен также факт, что однин из главных исполнителей справедливой армянской мести С. Техлирян, будучи юношей, в годы Геноцида был спасен женщиной заза в горах Дерсима, о чем он говорит сам.
Сегодня в военизированном крыле «Курдской Рабочей Партии» заза алевиты занимают значимые позиции, а Дерсим (Тунджели) является одним из самых активных районов в плане деятельности «КРП».

«Аджем» - букв.«перс, иранец» - обозначение части турок алевитов из района Мараша (ныне. Кахраман-Мараш).

Многие турки алевиты в плане самосознания вообще не отождествляют себя с турками, в силу исторических гонений на них со стороны суннитско-турецкого большинства. Во время Геноцида большинство алевитов не приняло участие в резне армян.

В целом в политическом плане надо учесть один очень важный момент: этническое самосознание явление не генетическое, а социально-психологическое, т.е. генетически армянин может быть воспитан в чуждой среде и стать даже ярым врагом армян. Этот момент надо всегда иметь в виду и всячески избегать романтического подхода к вопросу криптоармян, исламизированных армян или этнических групп с армянским субстратом.

//

Там же.

По крайнер мере две из вышеперечисленных сект имеют суфийский характер.
Cамо суфийское учение впитало в себя многое из таинств митраизма. Наверно поэтому суфийские ордены были запрещены дёнме Кемалом... А поговорка заза: «между нами и армянами единственное отличие - обрезание» - может свидельствовать о мнение заза, мол, армяне и заза, кроме вероятного генетического родства, принадлежат к одной древней религиозной традиции...

//

2011 » Октябрь » 25 » В Ереване пройдет международная конференция "Народ заза: история, язык, культура, идентичность"
В Ереване пройдет международная конференция "Народ заза: история, язык, культура, идентичность"
01:05
Analitika.at.ua. В Ереване 28-30 октября состоится международная конференция «Народ заза: история, язык, культура, идентичность». Конференция посвящена 155-летию академика Фридриха Карла Андреаса (Багратуни), выдающегося немецкого востоковеда армянского происхождения, одного из пионеров области.

Конференция – очередное в серии научных мероприятий, проводимых международным журналом Iran and the Caucasus (BRILL, Leiden-Boston, под редакцией проф. Гарника Асатряна) к своему 15-летнему юбилею. Соорганизаторами мероприятия выступают центр Modus Vivendi (Ереван), Кавказский Центр Иранистики (Ереван), Международная Ассоциация по Изучению Турции, Ирана и Кавказа и ARMACAD (Армянская Ассоциация Академического Сотрудничества). Спонсором мероприятия выступает фонд Hyksos.

Данное мероприятие, безусловно, имеет специфику. Исследования по заза – один из эксклюзивных брэндов армянской школы иранистики. Еще на заре востоковедческой науки армянские интеллектуалы и ученые стали пионерами в данной области и оставили бесценный материал по истории, культуре и языку заза, актуальный и по сей день. Одним из них был академик Андреас, выдающийся ученый, неординарная личность, гений, фонтанировавший идеями всю свою жизнь. Целая плеяда его учеников, работавших в самых разных областях, составила, по сути, цвет европейского востоковедения 20 века. Именно поэтому оргкомитет принял решение посвятить конференцию 155-летию ученого. В конференции, помимо армянских специалистов, примут участие ученые их Германии, Австрии, Италии, Нидерландов, США, России, Австралии, Турции, Ирана.

Интересно, что новый виток в развитии зазаеведения, начавшийся в 70-80 гг. прошлого века, был во многом обусловлен именно деятельностью армянских иранистов, прежде всего профессора Гарника Асатряна.

Заза - иранский народ, населяющий Центральную Анатолию (исторический регион Дерсим, ныне Тунджели, Турция). Это – потомки дейламитов, переселившихся сюда с Южного Каспия (Дейлама) приблизительно в 11 веке, и почти тысячелетие прожившие рядом с армянами в мире и согласии. Влияние армянства на культуру заза прослеживается и в народных верованиях заза, исповедующих особую синкретическую форму религии, и в языке, и в культуре и пр. Особое отношение заза к армянам отмечено теми фактами, что заза до сих пор чтут армянские святыни Западной Армении, не говоря уже о том, что во время геноцида армян заза всегда выступали проармянской силой.

Приблизительная численность заза – 5-6 миллионов. Начиная с 1980-х, в результате политической эмиграции, в Европе сформировалась довольно большая диаспора заза, появились политические партии, культурные организации, издается пресса на языке заза. NEWS.am

//

Научный журнал «Иран и Кавказ» и центр Modus Vivendi 28-30 октября организуют международную научную конференцию в Ереване, посвященную проблемам идентичности компактно проживающей на территории Турции этнической группы заза с численностью 3-5 млн человек. В конференции примут участие ученые из многих стран Европы, США и Турции.

Конференция имеет историческое значение, так как первый раз в истории организуется такое крупное научное мероприятие, посвященное проблемам народа заза. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване 27 октября заявил руководитель центра Modus Vivendi Ара Папян. Как он заметил, зазы живут в центральной части нынешней Турции и говорят на иранском диалекте. Важность указанной конференции заключается также в том, что проживающие в регионе народы должны лучше знать друг друга, вести диалог, так как на территории Закавказья и Ближнего Востока народов больше, чем независимых государств.

По его словам, идентичность зазов только-только формируется, и исследование этой темы очень интересно. «Нашей целью является развитие отношений с зазами на общественном уровне, и содействие развитию их идентичности», – подчеркнул он.

Еще 40 лет назад зазов считали курдами

Зазы – один из самых крупных этнических групп региона, территория проживания которых составляет около 40 тыс. км, заявил участвующий на пресс-конференции заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ), профессор Гарник Асатрян, добавив, что с 10 века этническая группа утвердилась на этой территории.

Как он заметил, проблема идентичности народа заза актуализировалась лишь 30 лет назад, так как до этого их считали курдами. «Сейчас их идентичность развивается очень бурными темпами. У них уже есть политические партии, сформированная элита и литература на собственном языке», – сказал ученный.

Он добавил, что причиной организации такой конференции в Ереване является то, что армянская научная мысль имеет огромный вклад в исследование проблемы. Асатрян выразил уверенность, что академическая конференция станет стимулом развития идентичности этого народа.

Не следует искать политический контекст

Конференция носит строго академический характер и здесь излишне искать какой-либо политический контекст, заявил Асатрян, отвечая на вопрос ИА REGNUM о том – почему заинтересованы армянские ученные в организации мероприятия по повышению самосознания зазов, в то время как, в Турции делается все, чтобы проживающие там народы представить как турков.

Вместе с этим эксперт заметил, что любой шаг в сфере востоковедения, в силу чувствительности проблематики, носит в себе политический импульс. «Думаю, Турция с пониманием отнесется к этой конференции, так как политическая мысль в этой стране не находится в таком пещерном состоянии, как в Азербайджане. В ближайшем будущем мы организуем конференцию, посвященную азербайджанским талышам, и в Баку со штыками приняли эту новость», – подчеркнул он.

На его взгляд, очень скоро зазы превратятся в сильный политический фактор в Турции и в регионе в целом. «По демографическому росту зазы превзошли курдов. Вероисповедание большинства из них – радикальное направление шиизма. По обычаям они близки к армянам и очень уважительно относятся к армянским историко-культурным памятникам, расположенным на территории их проживания (эту территорию армяне считают Западной Арменией – ред.)», – разъяснил эксперт.

По его словам, культурная и политическая элита зазов сосредоточена именно на территории их проживания и движущей силой их идентичности является диаспора. «Диаспора зазов небольшая, около 100 тыс. человек и большинство из них сосредоточено в Европе. Именно диаспора, несмотря на ее малочисленность, является движущей силой развития идентичности этой этнической группы», – заключил Асатрян.

//

2011 » Ноябрь » 12 » Музыканты заза исполнят армянские народные песни Дерсима
Музыканты заза исполнят армянские народные песни Дерсима
01:20
Analitika.at.ua. В Ереване состоится совместный концерт музыкальной группы, возглавляемой музыкальным исполнителем заза Микаэлом Асланом, и армянского ансамбля "Акунк". Концерт под названием "Две стороны от Арарата" пройдет 14 ноября в концертном зале им. Арама Хачатуряна.

На концерте будут исполнены армянские песни Дерсима - провинции на востоке Турции (в 1936 году Дерсим был переименован в Тунджели - ред.), вошедшие в совместный альбом "Петак", записанный в Армении и выпущенный в 2010 году в Турции.

Примечательно, что музыкант заза уже 4 года занимается изучением армянского музыкального искусства, и, как он сообщил, с этой целью ознакомился с множеством источников и армянских песенников. "Изучая армянскую музыку в течение 4 лет, более углубившись и записав альбом "Петак", я понял, что нашел часть себя", - подчеркнул Микаэл Аслан.

"Впервые я побывал в Армении в 2000 году, посетил музей и мемориал памяти жертв Геноцида армян. Когда я начал заниматься музыкой, я стал интересоваться вопросом Геноцида армян", - сказал журналистам музыкант, передает ИА REGNUM.

С армянским этнографическим ансамблем "Акунк" Аслан познакомился в 2009 году в Дерсиме во время фестиваля национальной песни. А в 2010 году после презентации альбома "Петак" музыканты организовали совместный концерт в Ереване. Музыкальный альбом состоит из 12 песен, собранных певцами заза на территории Турции. Это армянские народные песни, которые спустя 96 лет после Геноцида армян в Османской империи, остались в памяти живущих в Турции народов. Как отмечают организаторы проекта, название альбома также символично. Слово "петак" на армянском языке и на языке заза имеет одно и то же значение - "улей". Таким образом, он символизирует именно то, как музыканты "по кусочкам"собирали армянские народные песни. Так, в рамках проекта "Армянские народные песни Дерсима" музыканты собрали около 100 песен.

"Мы хотим осуществить этот проект, чтобы успокоить нашу совесть. Армяне сыграли важную роль в деле сохранения наследия на этой территории. Сколько бы ни меняло государство названия сел и деревень, все равно мы их называем старыми именами, и большая часть этих названий - армянские", - заявил Микаэл Аслан в интервью турецкому журналу "Тирож".

Отметим, что на территории Турции проживают 3-5 млн представителей этнической группы заза. В Дерсиме их считают отдельным народом. По религиозным взглядам они - алеви, язык - заза. Как утверждает ряд экспертов, заза является курдским племенем. Согласно другим ученым, заза - это армяне-вероотступники, забывшие о своем происхождении, в их языке много армянских слов, часть которых имеет тот же смысл, что и в армянском языке.

28-30 октября в Ереване впервые в истории была организована крупная международная научная конференция, посвященная проблемам идентичности народа заза. В ней приняли участие ученые из многих стран Европы, США и Турции.