Первая страница

Главная страница

ЭПОС «ЭНМЕРКАР И ПРАВИТЕЛЬ АРАТТЫ»

Урарту

Боги УРАРТУ

ЦАРИЦЫ ВАНСКОГО ЦАРСТВА

Боги Армении

ЦАРИ И ЦАРИЦЫ АРМЕНИИ

Древний храм Гарни — Армения

Древняя крепость Гарни — Армения

Армянская Апостольская Церковь

Католикосы Армении

 


 

Урарту



Вопрос о личности Навуходоносора IV остаётся открытым. Бехистунская надпись в персидском и эламском варианте называет Араху «армянином», в аккадском — «урартом»; существуют также версии, что Навуходоносор — собственное имя предводителя и что он был вавилонянином.

Согласно распространённой точке зрения, Араха был армянином. Ещё Ф. Х. Вайсбахом было выдвинуто предположение о том, что Араха изначально принимал участие в случившимся незадолго до того восстании армян, после его подавления бежал в Вавилон и возглавил там новый мятеж против Дария.

Этой же точки зрения придерживаются и другие иcследователи; однако указанные предположения не подтверждаются клинописными источниками. Так же можно охарактеризовать и мнение о том, что Араха был персидским наместником в Вавилоне и, когда армяне восстали против Дария, решил оказать поддержку своим единоплеменникам.

Некоторые исследователи указывают на связь Навуходоносора IV с Навуходоносором Книги Юдифь. По мнению К. Шедль, Араха — не собственное имя, а армянский титул со значением «царевич».

 




 


В клинописных источниках Ассирии и Вавилона — Араратское Царство упоминается как Урарту.

Именно под этим названием оно обозначенно на древнейшей в мире вавилонской карте, на которой одно из обозначенных государств, является Урарту — Арарат — Армения.

Эта табличка — карта, самя древняя среди обнаруженных в мире карт. Она была найдена в 19 веке в Ираке, на территории древнего города Вавилона. И теперь она хранится в Британском музее.

Урарту - Арарат - Армения

Древний картограф очень обстоятельно нанес на нее название древних поселений, городов и районов. Большие города такие как: Ашур, Вавилон, Непур — являющиеся крупными центрами междуречья ,отмечены на карте маленькими кружечками с надписями внутри.

Нверху на, северо — востоке, есть клинописная надпись Урарту, которое как мы уже знаем есть название древней Армении.

Урарту: история Великой Армении


 

Аррата или Фальш-термин «Урарту»

 

Урартская клинопись

Крылатый бык с человеческим туловищем и сомкнутыми руками из бронзы. Араратское царство (Урарту) (ок. 700 г. до н. э.).

Бронзовый шлем. Араратское царство (Урарту) (IX-VIII вв. до н. э.)

Божества, стоящие на львах. Между ними древо жизни. Ступенчатые пирамиды и стилизованные растительные мотивы древа жизни с небесными крылатыми стражами в форме птиц. Урарту (Ванское царство)

Армения(Араратское царство или Урарту) на вавилонской карте мира

глиняная табличка поздневавилонского периода из Месопотамии, где изображается карта известного вавилонянам мира, которая содержит как реальные географические объекты, так и мифологические элементы. Табличка хранится в Британском музее (под номером BM 92687) и является единственной известной сохранившейся картой мира из региона. Исходя из анализа написания топонимов, учёные датируют карту концом VIII — началом VII века до н. э..

Табличка структурно разделяется на три части: графическая карта с подписями, текст на лицевой стороне и текст на обратной стороне. Нет окончательного мнения о том, как связаны и связаны ли вообще текстуальные элементы с собственно картой, так как оба текста затрагивают только мифологические элементы и используют для этого терминологию иногда отличную от самой карты.

В связи с ошибкой в первоначальном каталоге Британского музея, точное место обнаружения таблички остаётся неизвестным, однако вероятно, что она была частью нововавилонских документов, обнаруженных в Сиппаре. Неясно до конца и предназначение таблички, есть предположения о том, что табличка представляла собой отдельный информационный элемент, или иллюстрацию к другому мифологическому тексту или литературному произведению, или даже ученическую копию более подробной карты. С другой стороны понятно, что табличка по замыслу была в основном предназначена для рассказа об удалённых землях и объектах.

С картографической точки зрения многие реальные географические объекты нанесены небрежно с грубыми ошибками в масштабировании и меньшими ошибками в относительном расположении объектов друг от друга. Вавилонская карта мира была впервые опубликована в 1889 году, эта и последующая публикации привлекали большое внимание в связи с её уникальностью.

Все реальные географические объекты расположены в пределах двух концентрических кругов. Круги обозначают мировой океан и дословно на карте обозначены как «солёная вода». Из других текстов известно, что таким словосочетанием вавилоняне обозначали как Персидский залив, так и Средиземное море. Параллельные линии внутри кругов не подписаны, однако очевидно изображают Евфрат. Внешние треугольники представляют собой различные мифологические объекты, которые также упоминаются в текстах на табличке. По одной из версий данные треугольники — это горы, изображенные сбоку, в отличие от остальной карты, которая изображена как вид сверху]. Карта могла содержать либо 7, либо 8 таких треугольников, только 4 из которых как-то сохранились. Два из них уверенно связываются с далёкими землями, упоминаемыми в Эпосе о Гильгамеше, и, возможно, все из них являются мифологическими объектами из этого эпоса.

Фигуры Воинов Урарту

Урартский лучник.

Урартский мечник.

Урартские возничии на колеснице.

 

 

Урартская статуэтка

 

Карта датируется VIII-VII веками д.н.э. . Хранится в Британском музее в Лондоне.

 

Шумерские источники позволяют говорить о существовании на территории Армении государства Аратта в V-IV тыс. до н. э., однако общепризнанной датой создания Армении в армянской историографии считается 2107 г. до н. э. Согласно «Хронологической таблице» Микаэла Чамчяна, в этом году вождь армян Хайк разбил в сражении юго-восточнее озера Ван войска вавилонского тирана Бэла, создал Армянское государство и положил своим правлением начало царской династии Хайказуни.

В XIX в. на ясном небе армянской историографии древнейшего периода грянул гром, и совсем не оттуда, откуда его можно было ожидать. Всё началось с того, что никому не известный немецкий учитель Г. Гротефенд (1802 г.), не будучи специалистом-лингвистом, сумел расшифровать древнеперсидскую клинопись, а затем Г. Роулинсон, Э. Хинкс, Ж. Опперт и другие во второй половине XIX — начале XX вв. расшифровали другие клинописные системы. Это была настоящая революция. Всё смешалось в истории Древнего Востока. В прямом и переносном смысле из-под земли стали возникать государственные образования, жизнь и деятельность забытых народов и царей; ширился фронт археологических раскопок.

Именно тогда, в XIX в., и были обнаружены на территории Армении клинописные надписи, ничем на первый взгляд не отличавшиеся от ассирийской клинописи. Прочитать их не представляло особого труда, так как ассирийская клинопись уже была расшифрована. Армянскую клинопись стали читать так, как прочли бы ассирийскую. В результате на свет появилось новое письмо с непонятным произношением слов, которые, как признавали все, звучали как-то заведомо искажённо. Но этот факт никого особо не смущал. Вероятно, следовало выяснить, каким образом изменили аборигены Армении клинописное письмо, как произносились те или иные знаки клинописного кодекса, какие специфические изменения претерпела ассирийская клинопись при заимствовании. Подобного рода вопросы почему-то никому не пришли в голову. Может быть, за лёгкостью и стремительностью решения проблемы скрылся этот вызывающий беспокойство факт, объяснив который, можно было бы избежать дальнейших ошибок. За проявленное легкомыслие наука поплатилась концепцией, имеющей дело с выдуманным народом и никогда не существовавшим государством. «Новый» язык, появившийся в результате искажённого прочтения клинописи, был назван «урартским», а само государство – «Урарту» – термином, который встречается лишь в ассирийской клинописи как обозначение территории на Армянском нагорье.

Совершенно естественно, что для злосчастного «Урарту» понадобились территория и время существования, а для этого пришлось отказаться от древнейшей армянской истории Мовсеса Хоренаци. Чтобы как-то свести концы с концами, понадобилась теория, согласно которой армянский народ сложился и вырос из конгломерата урартских племён, а Армения возникла в результате распада Урарту в VI в. до н. э. Историческая ценность первой части «Истории Армении» была отвергнута как вымысел, а собранные в ней сведения стали называть легендарными, переводя интерес к ней в область литературную.

Следует отметить, что над анализом самого названия «Урарту» историки стали задумываться только тогда, когда в этом искусственно возведённом здании появились первые, но весьма ощутимые трещины. Настоящие молнии – предвестники бури – засверкали над злополучным «Урарту» после того, как в начале XX в. великий чешский лингвист и историк Берджих Грозный расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определённо и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского нагорья – Хайаса. Сначала этому открытию не придали особого значения, но затем под напором новых фактов пришлось искать выход из явно несуразного положения – на одной и той же территории оказалось необходимым разместить Хайасу и «Урарту», да так, чтобы они не только «сосуществовали» и не «мешали» друг другу, но и чтобы Хайаса могла оказаться преемницей «Урарту» и даже причиной его падения. Началось настоящее соревнование (Э. Форрер, А. Хачатрян, Н. Адонц, Гр. Капанцян и др.) в искусстве более удачно локализовать новоявленное государство Хайаса: то в соответствии с хеттской клинописью приходилось размещать Хайасу в Высокой Армении, то вдруг она должна была оказаться в районе Вана, то есть в самом центре «Урарту», то её границы следовало передвинуть на восток. Любая локализация Хайасы отвечала каким-то требованиям, но ни одну из них нельзя было считать окончательной. Лавина вновь расшифрованных хеттских документов неумолимо росла, Хайаса возникала то там, то тут, и химерическое здание «Урарту» разваливалось на глазах. Казалось, остался один шаг до признания в том, что «Урарту», равно как и «урартский язык» и «урарты», существовало лишь в воображении породивших его учёных.

Но прежде чем перейти к предсмертному кризису концепции «Урарту», следует рассмотреть причины появления этой концепции, её успеха и падения. Прежде всего следует разобраться в историческом содержании терминов Хайаса – Наири – Урарту – Армения, анализ которых никогда по-настоящему не был проведён.

Этнический термин «хай» присутствует в названии страны «Хайк-Хайастан», которым армяне называют свою страну (в хеттском термине суффикс «са» идентичен армянскому суффиксу «к» и персидскому «стан»). Название «Хайаса» является наиболее близким к армянскому наименованию Армении и, если учесть, что оно появляется в хеттских клинописях с начала II тыс. до н. э., то из этого следует, что по крайней мере с этого времени можно уверенно говорить о существовании армянского государства как специфичного этнокультурного феномена.

Хеттское царство находилось к западу от Хайасы, поэтому естественно, что по поводу торговых сношений или военных походов упоминаются в основном западные области Армянского нагорья – «страны», топонимические названия и пр. Такое преобладание западных областей могло привести и действительно привело некоторых исследователей к ошибочным представлениям, что Хайаса располагалась на западе Армянского нагорья в Высокой или Малой Армении, а не в пределах всего Армянского нагорья. Это было компромиссное решение, поскольку не касалось территории, занятой государством «Урарту».
Но довольно скоро историческая наука оказалась перед фактами, указывающими на то, что Хайаса охватывала также и центральные и восточные области Армянского нагорья. Так, укреплённый хайасский город Арипса находился, по хеттским источникам, «в море, внутри моря», которое Э. Форрер принимает за Ванское озеро; сопредельной с Арипса была крепость Дуккама, сравниваемая с одноимённым городом Дуггама в северо-восточной Ассирии, поэтому остаётся мало сомнений, что город Арипса действительно стоял на Ахтамарском острове озера Ван. В 1959 г. высказывалось предположение, что город Арипса мог находиться на укреплённом острове озера Севан, поскольку близкие к «Арипса» названия (Аравис и др.) встречаются в Сюнике, в районе Сотка, то есть юго-восточнее озера Севан. Мнение Э. Форрера в настоящее время кажется более правильным. Следует подчеркнуть, что его мнение приводит к выводу, что Хайаса располагалась также и в пределах центральных и восточных областей Армянского нагорья, то есть в пределах территории, занятой «Урарту».

 

Название «Урарту» ассирийское, оно связано с ассирийской клинописью, ассирийским миром, и в самой так называемой «урартской» клинописи не встречается. Более того, оно не является единственным термином для обозначения занимаемой им части территории Армянского нагорья у ассирийцев. В XIII в. до н. э., когда хеттское государство пало, исчезают и хеттские сведения о Хайасе и соответственно указанная форма наименования страны. С конца II тыс. до н. э. в ассирийских источниках появляется термин «Наири» как общее название обширной территории, лежащей к северу от Ассирии, вокруг озёр Ван и Капутан (Урмия). Ряд исследователей подчёркивают близость названия «Наири» к семитским словам, обозначающим понятие «река», предполагая, что «Наири» означало у ассирийцев «страну рек». Действительно, на указанной территории берут начало реки Тигр, Евфрат, Аракс, Кура.

Ассирийцы в это время, видимо, не имеют чёткого представления о границах страны Наири: это север «вообще», территория, в центре которой находится море страны Наири. Таким образом, Наири – это ассирийское, а не этническое, не географическое и не местное наименование.

По мере большего знакомства с этой страной, ассирийцы термин «Наири» заменяют его синонимом – «Урарту», который появляется из местного географического названия Арарат (или Айрарат), более точно отражающего местоположение страны, чем старое неопределённое Наири – «страна рек». Для этого были все основания, так как армянское государство в древности (например, в Библии) называлось просто Араратским царством. Термин «Арарат» несомненно несёт следы армянской топонимики и лексики: он связан с именем Бога Ара (Арамазд) армянского языческого пантеона и означает в форме Арарад – «обиталище Ара». Ассирийской формой названия Арарат является Урарту, а вавилонской – Урашту.

Следует отметить, что в ассирийской клинописи в начале слова клинописный знак «у» мог читаться и как «а», поэтому один и тот же термин мог писаться в двух вариантах. Например, в ассирийской клинописи встречаются два варианта написания следующих идентичных терминов: «государство» обозначалось и как Урашту, и как Арашту; «страна» – и как Урме, и как Арме; «город» – и как Урмейате, и как Армаид и т.д. Следовательно, Урарту – это, по сути, Арарту, то есть Арарат. И конечно же, нелепо думать, что названия горы Арарат и центральной области Армении Айрарат возникли из употреблявшегося ассирийцами два или три века названия Урарту. Напротив, ассирийское название Урарту или Арарту, как и вавилонское Урашту или Арашту, возникло из армянского названия Арарат, как обозначение территории, выводимое из местного географического наименования. Таким образом, термин «Урарту» (Арарту) ассирийских клинописей не ассирийского происхождения, это местное географическое, но не этническое название, появившееся на свет вслед за идентичным термином «Наири».

В результате ещё более тесного знакомства со страной, ранее обозначаемой Наири – Урарту (Арарту), ассирийцы начинают называть эту страну так, как она называлась народом этой страны («Хайк»), иначе говоря, так же, как обозначали её хетты («Хайаса»), то есть исходя из местного этнического наименования, а именно — «Уайаис». У ассирийцев в начале «у» могло произноситься и как «а» (или «ha»), и станет ясным, что перед нами ассирийская форма армянского термина «Хайк», сходная с хеттской формой «Хайаса». Более того, ассирийцы в VII в. до н. э. уже прямо называют так называемых «наиро-урартских» царей царями «хайа» (или «айа»), то есть армянскими царями. Определённее, кажется, трудно выбить на камне: Урарту – это Уайаис (Хайаис), это – Хайаса.

Для исследователя, не скованного устоявшимися концепциями, совершенно ясно, что злополучное «Урарту» – всего лишь курьёз, результат ошибки, повлёкшей за собой дальнейшее нагромождение ошибок. Но традиция обладает огромной силой инерции, она отметает очевидное, цепляется за иллюзии, лишь бы удержаться; привычность, шаблонность мышления – вот тайный хранитель традиции.

Термин «Армения» (Армина) связан уже не с ассирийским, а с мидийско-персидским миром: из Мидии-Персии он перешёл в Грецию и далее в Европу. По мнению Б. Б. Пиотровского, Г. А. Меликишвили и других, этот термин происходит от названия страны Арме, которая была расположена в юго-западной части «Урарту». Если быть точным, термин Армина связан с названием области Арамале (Армарили), лежащей восточнее Ванского озера, что означает просто «место Арама», то есть образовано от имени царя Арама – первого, кстати, из упоминаемых ассирийцами «урартских» (читайте: армянских) царей. По этой самой близкой к Мидии-Персии восточной области Армянского нагорья Арамале и всю лежавшую к западу обширную территорию персы называли «Арминой».

Этническая однородность «страны Арамале» с остальными «странами» нагорья вполне объясняет расширение этого термина мидянами на территорию, которую ассирийцы называли Наири-Урарту (Арарту). Следует добавить, что и озеро Капутан мидяне-персы издревле называли «Армянским озером», то есть Арме, или Урме (Урмия). О том, что древнеперсидский термин «Армина» (Армения) идентичен ассирийскому «Урарту», доказывает Накширустемская и Бехистунская (Бисутунская) надписи Дария: в вавилонском тексте страна названа «Урашту», в персидском – «Армина». Ассирийцы называли ее «Урарту» («Арарту»), персы – «Армина», хетты – «Хайаса».

Однако на пути к исчезновению «Урарту» надо было преодолеть ещё одно препятствие, а именно «урартский» язык с совершенно невероятной лексикой, фонетикой и грамматическим строем. Лингвисты терялись в догадках, к какой языковой группе отнести этот язык, но тем не менее успешно читали все новые надписи. Мыслимо ли представить, что армяне в Армении некогда говорили и писали на неармянском языке? Легче было отвергнуть все исторические предпосылки, отождествлявшие Урарту с Арменией, и согласиться с концепцией Урарту как неармянского государства. Поэтому нужно было попытаться восстановить истинное, не искаженное значение клинописных знаков, то есть выяснить, каким образом изменили армяне ассирийский клинописный кодекс, приспособив его к звучанию армянской речи. Нужен был ключ к прочтению «урартской» клинописи по-армянски, причём такой, чтобы содержание текста сохранялось (правильность текста всегда можно проверить билингвами – двуязычными надписями), но лексический состав стал бы армянским.

Естественно, что здесь не могло быть никакого произвола: если бы «урартская» лексика и фонетика были бы искусственно «приспособлены» к армянской, то это привело бы к произвольному изменению содержания текстов, и, напротив, если бы содержание хотя бы одного текста было бы искусственным образом изменено или «притянуто» к текстам билингвы, то это вообще сделало бы невозможным прочтение слов.

Следовало в основу правильной расшифровки и прочтения клинописей положить надёжный критерий, и таким критерием стал принцип фонетических соответствий. Взяв его за основу, эксперты смогли осенью 1959 г. найти истинное произношение около ста клинописных знаков, а затем, придавая этим знакам найденные значения, расшифровать около 550 слов, имён и географических названий, имеющих общеизвестные армянские корни. И вот клинопись прочиталась по-новому, причём совершенно свободно сохранив прежние смысловые значения: вместо «Биайна» прочлось «Ван», вместо «Тейшебаини» – «Тесаван», вместо «Арцибини» – «Арцвин», вместо «арше» («отрок») – «арс» («муж»), вместо «бура» («раб») – «вар» («низкий»), вместо «кири» («чаша») – «кер» («чаша»), вместо «лауби» («сановник») – «лав» («дворянин»), вместо «пулуси» («надпись на камне») – «палас» («говорящий камень»), вместо «киура» («земля») – «кора» («земля») и т.д.

Истинное произношение клинописных текстов было восстановлено на основе найденных фонетических соответствий, корневой состав «урартского» языка оказался тождественным с армянским, из чего следовало, что особого «урартского» языка не существует.

В дальнейшем в ряде публикаций Г. Б. Джаукян показал, что в клинописных текстах присутствует много слов индоевропейского происхождения. Ощутимый удар по концепции «Урарту» нанёс лингвист-хеттолог Валерий Хачатрян, который в 1966-1968 гг. на основе громадного фактического материала из хеттских источников показал, что в середине II тыс. до н. э. Хайаса занимала всю территорию, определявшуюся ассирийцами как страна Наири-Урарту. В. Хачатрян построил карту государства Хайаса, где присутствуют почти все основные элементы, имеющиеся на знаменитой карте Армении Анании Ширакаци (VII в.), окончательно доказав нереальность концепции государства Наири-Урарту.

Наконец, обнаруженный в 1963 г. хайасский археологический объект Мецамор с развитым горно-металлургическим производством и иероглифической системой письма не оставил никаких сомнений относительно локализации Хайасы в пределах Айраратской области Армении. Свидетельством того, что Мецамор является именно хайасским (то есть древнеармянским), а не памятником какой-либо иной культуры, служат, помимо других доказательств, обнаруженные здесь первые в Армении иероглифические письмена.

Надписи Дария свидетельствуют о том, что Урарту – это и есть Армения, а все четыре термина – Хайаса – Наири – Урарту – Армения – совершенно равнозначны. В хеттских текстах термин Хайаса обозначает государство на Армянском нагорье. Когда исчезают хеттские тексты, этот термин тоже исчезает. Термины Наири – Урарту – Уайаис (Хайаис) в ассирийских надписях обозначают государства на той же территории, которые хетты именовали Хайаса. С исчезновением ассирийского государства и текстов исчезают и эти термины. Появляется персидский термин Армина, совершенно равнозначный всем перечисленным выше. Греки превращают «Армину» в «Армению», и этот термин распространился по всей Европе.

© «Из истории культуры древнейшей Армении», С. А. Айвазян

Шлем Аргишти (VIII в. до н. э.).

Араратское царство в период правления Грачьи II (Русы)

 

Грачья II (арм. Հրաչյա; hРачья, hРуша, Рачеа или принятое в науке, но искажённое Руса) в начале VII в. до н. э. предпринял небезуспешную попытку восстановить былое могущество и престиж Араратского царства, которое пребывало в состоянии упадка из-за бесчисленных войн с Ассирией, а также постоянных набегов скифов и киммерийцев с северо-востока. Уже через четыре года после его восхождения на трон положение страны заметно улучшилось.

Не гнушаясь военных походов, Грачья начал кампанию по расширению границ государства далеко на запад, а также на восток. Перетянув на свою сторону остатки киммерийцев, к тому моменту разбитых ассирийским царём Асархаддоном у Таврских гор, он двинул свои войска против Фригии, Мелитены и халибов, создавших союз по инициативе встревоженного фригийского царя Мидаса. Поход оказался удачным: Грачья разгромил войска коалиции в одном сражении, захватив огромную добычу и большое число пленных, которых он использовал внутри страны для строительства множества крепостей и монументальных сооружений.

Царь приложил немало усилий для развития земледелия. Велись значительные ирригационные работы, в частности, был сооружён большой канал, который отводил воду от реки Занги и орошал Араратскую долину. Возводились крупные города, в числе которых хорошо укреплённый и, по совместительству, новый административный центр – Тесаван (Тейшебаини), куда прибывала богатая дань с окружающих местностей. Многие постройки носили храмовый и торжественный характер, однако Тесаван был явно построен для дополнительной защиты от набегов киммерийцев.

При Грачье II между Ассирийским и Араратским государствами сохранялись мирные отношения, хотя имели место небольшие пограничные столкновения, а намерения армянского царя вызывали недоверие в Ассирии. Известно, что в 673 г. до н. э. Асархаддон подверг нападению и разбил маленькое горное царство Шубрию, в котором нашли убежище беглые рабы и земледельцы, после чего выдал Грачье обнаруженных им беглецов из Араратской страны. В свою очередь, Грачья, около 654 г. до н. э., отправил к уже новому ассирийскому правителю, Ашшурбанапалу, посольство, очевидно, дабы развеять опасения царя, который боялся действий против Ассирии со стороны Араратского царства, а также киммерийцев и скифов. Для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и её многочисленными союзниками нейтральность Араратского царства, киммерийцев и скифов имела если не основное, то, по крайней мере, большое значение.

Грачья II показал себя мудрым правителем, великолепным стратегом и чутким дипломатом, который возвысил царство Арарата в тяжелейший для страны период.

Руса II

 

Грачья II (арм. Հրաչյա; hРачья — Hrachya, hРуша — Hrusha, Рачеа или принятое в науке, но искажённое Руса) в начале VII в. до н. э. предпринял небезуспешную попытку восстановить былое могущество и престиж Араратского царства, которое пребывало в состоянии упадка из-за бесчисленных войн с Ассирией, а также постоянных набегов скифов и киммерийцев с северо-востока.

Уже через четыре года после его восхождения на трон положение страны заметно улучшилось.

Не гнушаясь военных походов, Грачья начал кампанию по расширению границ государства далеко на запад, а также на восток. Перетянув на свою сторону остатки киммерийцев, к тому моменту разбитых ассирийским царём Асархаддоном у Таврских гор, он двинул свои войска против Фригии, Мелитены и халибов, создавших союз по инициативе встревоженного фригийского царя Мидаса.

Поход оказался удачным: Грачья разгромил войска коалиции в одном сражении, захватив огромную добычу и большое число пленных, которых он использовал внутри страны для строительства множества крепостей и монументальных сооружений.

Царь приложил немало усилий для развития земледелия. Велись значительные ирригационные работы, в частности, был сооружён большой канал, который отводил воду от реки Занги и орошал Араратскую долину.

Возводились крупные города, в числе которых хорошо укреплённый и, по совместительству, новый административный центр – Тесаван (Тейшебаини), куда прибывала богатая дань с окружающих местностей.

Многие постройки носили храмовый и торжественный характер, однако Тесаван был явно построен для дополнительной защиты от набегов киммерийцев.

При Грачье II между Ассирийским и Араратским государствами сохранялись мирные отношения, хотя имели место небольшие пограничные столкновения, а намерения армянского царя вызывали недоверие в Ассирии.

Известно, что в 673 г. до н. э. Асархаддон подверг нападению и разбил маленькое горное царство Шубрию, в котором нашли убежище беглые рабы и земледельцы, после чего выдал Грачье обнаруженных им беглецов из Араратской страны.

В свою очередь, Грачья, около 654 г. до н. э., отправил к уже новому ассирийскому правителю, Ашшурбанапалу, посольство, очевидно, дабы развеять опасения царя, который боялся действий против Ассирии со стороны Араратского царства, а также киммерийцев и скифов.

Для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и её многочисленными союзниками нейтральность Араратского царства, киммерийцев и скифов имела если не основное, то, по крайней мере, большое значение.

Грачья II показал себя мудрым правителем, великолепным стратегом и чутким дипломатом, который возвысил царство Арарата в тяжелейший для страны период.

 

00000017 Armenia-Армения 522-520

Царь Аргишти I — 786-764 гг. до. н. э.

Царь Вана Аргишти I, сын Минуа II, сменил на троне своего брата, царя Инушпа. За все годы его правление царство Вана достигло зенита своего военно-политического могущества.

Сражаясь с Ассирией, Аргишти I сломил ее мощь и, выдворив за пределы Северного Междуречья, Коммагены и Северной Ассирии, взял под свое господство военные и торговые пути районов Восточного Междуречья, и юго-восточных районов Малой Азии. Он объединил все Армянское Нагорье.

При царе Аргишти I были построены города-крепости Эребуни (Ереван), Аргиштихинили (Армавир), вырыты каналы, возведены храмы, дворцы, построены амбары, развивались земледелие, животноводство, ремесла, торговля.

Было обнаружено множество летописей от имени Аргишит I, среди которых наиболее знаменитой является Хорхорова летопись.

Историки предполагают, что Аргишит I был похоронен в религиозном центре Биайнили в храме Мусасир, где рядом с идолами стояла двухтонная бронзовая статуя царя Аргишит I.
В 782 г. до н. э. Ванский царь Аргишти I на холме Аринберд и окрест его основал город-крепость Эребуни, который впоследствии стал называться Ереваном.

В 1968 г. торжественно отметили 2750-летие города Эребуни-Ереван. В 1998 г. столице Республики Армения Еревану исполнилось 2780 лет.

Во время раскопок были найдены надпись царя Аргишти I по поводу даты основания города-крепости, а также всевозможные предметы, гончарные изделия, печати, развалины дворца царя Аргишти I, так называемого храма Суси.

Эребуни-Ереван — один из древнейших городов мира. Он старше «вечного города» Рима на 29 лет. Некоторые ученные утверждают, что Эребуни (или Эребон) означает Победу.

В наше время едва ли можно угадать, что имел введу царь Аргишти I, назвав город победой. Возможно, что это была победа души строителя. Ведь гений армянского народа наиболее ярко отразился в области строительства и архитектуры.

Армянин обычно проходит в этот мир, чтобы строить, творить, благоустраивать свою родину, хотя Ереван сегодня не является символом великолепных зданий.

Ереван — это чудный маяк, освещающий путь армянам, проживающим в разных уголках земли. Он как бы старается возбудить армянские гены в душах живущих на чужбине своих сыновей и дочерей.

 

 

 

 

Распространение искусства Араратского царства (Урарту)

Художественные металлические изделия V-IV вв. до н. э. примечательны тем, что они отражают влияние культуры Араратского царства на культуру Ахеменидского Ирана. Распространённые в Араратском царстве сосуды с ручками в виде крылатых козерогов, быков, львов, лошадей, ритоны с изображениями тех же животных и всадников, пекторали (нагрудные украшения в виде полумесяца) характерны и для Ахеменидского Ирана, государства более позднего. Ахеменидские образцы восходят к армянским прототипам

Вопрос о влиянии араратской культуры на средиземноморскую очень интересен. Среди араратских изделий из металла особую группу составляют украшения котлов, изображающие птицу с распростёртыми крыльями и человеческим торсом. Бронзовые котлы с такими ручками получили широкое распространение за пределами Араратского царства. Два прекрасных образца таких котлов обнаружены в могиле фригийского царя, раскопанной в громадном кургане в Гордионе. Причём исследователи единодушно признали их урартскими (араратскими – прим.). Большое число таких фигурок происходит из Средиземноморья – из Греции, как с материка, так и с архипелага, и доходят до Этрурии. Не все предметы, найденные в странах Средиземноморья, можно считать араратскими, многие из них изготовлены на месте, но по араратским образцам.

Следует сказать, что Мусасирский храм бога Халди, сооружённый в IX в. до н. э. и изображённый на рельефах дворца ассирийского царя Саргона, имеет все характерные черты древнегреческого храма – подиум, колонны по фасаду, треугольный фронтон, украшения стен и колонн щитами. Немаловажно, что между араратским храмом и греческим большой разрыв как в отношении времени, так и территории.

 

 

Армянское нагорье и его первые обитатели

Армянское нагорье расположено между 37-м и 49-м градусами восточной долготы и 37,5-м и 41,5-м градусами северной широты. Его площадь составляет примерно 300 тысяч квадратных километров. Это плато, являющееся частью обширной горной системы, тянется от Малой Азии до Ирана и возвышается над соседними районами, его высота колеблется от 800 до 2000 метров. На севере оно упирается в Понтийские Альпы, а на юге – в горную систему Тавра. Внутри этих границ страну пересекает несколько горных цепей, которые тянутся в основном в восточном и юго-восточном направлении. Они делят территорию на несколько отдельных частей и затрудняют продвижение с севера на юг. Величественные пики вулканического происхождения поднимаются высоко над плато. Главными из них являются Большой Арарат (5205 метров) (см. фото 1) и Малый Арарат (3914 метров), расположенные в самом сердце страны, Алагёз (Арагац, 4180 метров), возвышающийся к северу от горы Арарат, и Тендюрюк (3548 метров) – к югу. На западе располагается могучий Бингёль-Даг (3650 метров), «гора тысячи озер», откуда берет начало Аракс и главные притоки Евфрата. Еще внушительнее гора Суфан (4176 метров), находящаяся севернее озера Ван. Другое вулканическое образование – Нимруд-Даг (2910 метров), в грандиозном кратере которого поместилось озеро, расположено западнее того же знаменитого озера. Многие реки берут начало в горах, где текут в глубоких ущельях между нависающими над ними скалами. Самая длинная из них – Аракс, которая течет по Араратской долине сначала на юг, потом на северо-восток, где сливается с Курой и впадает в Каспийское море. На большой и плодородной Араратской долине были основаны древние армянские города. Озеро Ван, занимающее площадь 3733 квадратных километра, является внутренним морем, оно расположено на высоте 1590 метров. Его воды содержат много соды. Северо-восточнее на высоте 1916 метров находится горное озеро Севан площадью 1416 квадратных километров, окруженное кольцом живописных гор. Озеро Урмия на юго-востоке расположено за пределами исторической Армении, хотя и образует часть географического комплекса.

Зимы здесь долгие и суровые. На высокогорных плато снег лежит до восьми месяцев в году, но во время короткого и очень жаркого лета вся страна пробуждается к жизни. Благодаря жаркому, хотя и короткому лету и естественному плодородию возделываемых земель, в которых продукты распада вулканических элементов в смеси с осадочными породами миоцена и плиоцена образовали чернозем, здесь выращивают зерновые, в долине Аракса и окрестностях озера Ван – виноградники и фруктовые сады, а на защищенном северном берегу этого озера растут даже оливковые деревья. Существуют также роскошные пастбища для скота.

Недра содержат все виды руд: здесь есть золото, серебро, медь и железо, а также каменная соль, в районе озера Ван много буры и мышьяка. Из-за своего вулканического происхождения эта земля богата обсидианом и туфовым камнем, пригодным для строительства. Следует упомянуть и о мелких насекомых (кермес), дающих багряную краску, которая ценится весьма высоко и используется для окраски шелковых и шерстяных тканей. Их находят весной на корнях деревьев, растущих на склонах горы Арарат.

Армянское нагорье, образующее естественный бастион, доминирующий над окрестными территориями, с востока и запада не имеет существенных природных преград, а потому защищено значительно хуже. Именно оттуда происходило вторжение врагов, но там же пролегали и торговые пути. Такая структура территории объясняет многие особенности армянской истории.

Систематические раскопки на склонах гор Арагац и Арарат, в Сатани-Даре и вдоль среднего течения реки Раздан доказали, что Армянское нагорье обитаемо начиная с периода нижнего палеолита. Каменные орудия, найденные в соответствующих слоях в названных районах, имеют все характерные черты артефактов этого периода. Кроме того, была найдена усовершенствованная техника среднего и верхнего палеолита. Сцены охоты, вырезанные на стенах пещер их обитателями середины каменного века, изображают людей, вооруженных луками и стрелами и сопровождаемых собаками, которые преследуют оленей, серн и диких баранов. Переход от кочевого к оседлому образу жизни произошел в период неолита; люди начали селиться в домах круглой или прямоугольной формы, построенных из необожженного кирпича, а иногда и из камня, и обрабатывать землю, выращивать быков, коров и овец.

Рис. 1. Армения и соседние страны

Медные предметы, извлеченные в поселениях Шенгавит, Кюль-Тепе и Гарни, имеют отчетливое сходство с найденными в царских гробницах халдеев Ура. Халколитическая культура, существовавшая на всей территории Армянского нагорья, тесно связана с современной культурой соседних земель в Западной Азии, на Кавказе, в Иране и Месопотамии. Гончарные изделия имеют характерный черный блеск и геометрический орнамент.

Бронзовый век в Армении продолжался с середины 2-го тысячелетия до X века до нашей эры. Среди предметов, принадлежащих к этому периоду, следует упомянуть золотую чашу, украшенную устремленными друг на друга рычащими львами, обнаруженную в захоронении (см. фото 4). К этому периоду также относятся многочисленные дольмены, менгиры и кромлехи. Каменные изваяния в форме рыб, известные как вишапы (армянское слово, обозначающее дракона, дьявола), являются особым типом мегалитов, образцы которых также находят в Грузии. На одних вырезаны голова и передние ноги быка, на других – птицы и даже человеческие фигуры. Эти мегалиты обычно находят в холмах, прилегающих к озерам или истокам рек, и, вероятно, ассоциируются с какой-то формой водного культа. На такой вывод также наталкивают волнистые линии, изображающие воду, вырезанные на некоторых вишапах. Фрагменты других вишапов были выдолблены таким образом, чтобы обеспечить канал для воды. Очевидно, они представляли собой часть высокоразвитой ирригационной системы.

Первые записи, касающиеся обитателей территорий, позже ставших частью Армении, найдены в хиттитских табличках из Богазкёя. Летописи Суп-пилулиумаса (1388–1347 гг. до н. э.) и его сына Мурсилиса I (1347–1320 гг. до н. э.) повествуют о войнах против правителей соседних небольших царств Хайаса-Аззи, а также против народов Сухме, Иншувы и др.

Рис. 2, 3. Вишапы № 2 и 5, найденные в Имирзеке (по Мару и Смирнову)

После падения Хиттитской империи источники информации об этих небольших племенных группах исчезают. В ассирийских анналах говорится о людях Наири, коалиции мелких царей на юге озера Ван, которые были побеждены ассирийским правителем Тукултининуртой I (1255–1218 гг. до н. э.). Тиглат-паласар также организовывал против них экспедиции (1115 и 1114 гг. до н. э.). В записи, найденной в тридцати километрах от Манацкерта (Манцикерта), Тиглатпаласар называет себя завоевателем земель Наири. Это самое раннее письменное свидетельство, найденное на земле Армении.

До возрождения Ассирийского царства в IX веке до нашей эры о Наири больше не упоминается. Ашур-назирпал с гордостью утверждает, что уничтожил две сотни и еще пятьдесят городов Наири, которые находились на территории, тянущейся до самого Урарту. Здесь мы имеем самое первое упоминание государства, которое позже стало одним из самых могущественных на Ближнем Востоке. В более ранних ассирийских надписях XIII века до нашей эры. говорится об Уруатри, библейская форма названия – Арарат, а сами люди называли свою землю Биани (ли).

Жители Урарту – одна из племенных групп Наири хурритского происхождения, добившаяся господства над другими и организовавшая сильное централизованное государство. Ассирийский царь Салманасар III (860–823 гг. до н. э.) вел беспрерывную войну с ними на протяжении всего периода своего правления. Изображения, украшающие знаменитые бронзовые ворота из Балавата, которые сейчас находятся в Британском музее, повествуют о некоторых эпизодах его победоносных кампаний, в том числе захват крепости Арзашкун. В 834 году до нашей эры Салманасар возглавил экспедицию против урартского царя Сардури, устроившего свою столицу в Тушпе, сегодня это город Ван.

Во время правления сына Сардури Ишпуини, а также его последователей Менуа, Аргишти и Сардури II государство Урарту усилилось. В VIII веке до нашей эры урартское правление охватило территорию между озером Ван и озером Урмия, на севере достигавшей Закавказья, а на западе – Северной Сирии. В этот период Урарту было самым могущественным государством в Западной Азии, и его контроль над торговыми путями в Средиземноморье являлся серьезной угрозой ассирийской экономике. Товары из Урарту экспортировались во Фригию, Грецию и даже в Италию. Аргишти построил в Араратской долине крепость Эребуни (нынешняя столица Армении Ереван), а также административный центр Аргиштихинили.

Ситуация изменилась в конце VIII века до нашей эры, когда Тиглатпаласар III и Саргон II вторглись в Урарту, разграбили несколько городов и нанесли тяжелый ущерб армии. При Аргишти II и Русе II наступил короткий период восстановления, о чем свидетельствует основание новых городов, например Тейшебаини, расположенный недалеко от Еревана. Сегодня он известен под названием Кармир-Блур.

Но центральная власть постепенно ослабевала, чему способствовала внутренняя борьба, недовольство союзников, массовое бегство рабов, а также набеги киммерийцев и скифов. Урарту пережило падение Ассирии в 610–609 годах до нашей эры только на несколько лет. Мидяне уничтожили столицу Тушпу, затем вторглись в Араратскую долину, захватили Тейшебаини, а потом и весь регион.

К концу VII века до нашей эры Урарту, ставшее частью Мидии, исчезло с исторической сцены, но на протяжении всех веков своего существования оно было великим государством и культурным центром. Его значение и важность признается по мере проведения научных исследований, открывающих миру его памятники, предметы быта, украшения и другие свидетельства. Жители Урарту преуспели в масштабном общественном строительстве. До нас дошли записи о многочисленных крепостях, городах, храмах и дворцах, построенных Менуа в конце IX и начале VIII века до нашей эры. Из этих сооружений до сегодняшнего дня сохранились руины грандиозного канала длиной 70 километров, по которому вода с горы поступала в Тушпу (Ван). Следы построек последователей Менуа открыты в разных частях древнего Урарту. В Эребуни (Арин-Берд) центральный перистильный зал был окружен помещениями и другими залами, на северо-западе от перистильного зала располагался древний храм. Фрагменты настенной росписи, выполненной красными и темно-синими красками на белом фоне, являются образцами искусства, близкого по стилю к ассирийскому. Очевидно, Эребуни был покинут, и часть его богатств перенесена в Тейшебаини (Кармир-Блур), который после основания его Русой II стал административным и промышленным центром Закавказья. Цитадель с дворцом правителя занимала площадь около 1600 квадратных метров, стены, выполненные из необожженного кирпича, на фундаменте из тяжелой каменной кладки поднимались на семиметровую высоту. Об общем виде, стенах и высоких башнях с бойницами можно судить по бронзовой медали, найденной в Топрак-Кале.

 

Рис. 4, 5. Изображения на бронзовом шлеме Сардури II. Ереван, Армянский исторический музей (по Пиотровскому)

На первом этаже было около 150 комнат, в некоторых сохранились гигантские кувшины для хранения вина или зерна. В комнате, украшенной настенной росписью, один из кувшинов содержал 96 бронзовых чаш. Предметы, найденные в разных частях здания, включают бронзовые щиты, шлемы, колчаны и другие предметы военного снаряжения, многие из них украшены рельефами животных, изображениями богов, воинов, священных деревьев и т. д. Все это, а также бронзовые предметы, найденные в Топрак-Кале, такие как орнаментальные фигуры крылатых львов, очевидно составлявшие часть украшений трона, костяные предметы из Алтин-Тепе, статуэтки (см. фото 3) и золотые украшения, из самых разных мест раскопок, показывают высокую степень развития искусства, сходного с ассирийским, но имеющего свои отличительные черты. Урарты проявляли отчетливую тенденцию к схематизации человеческих, животных и растительных форм. Большие бронзовые котлы с четырьмя головами быков, помещенными вдоль края, характерны для Урарту, они вывозились в другие страны, предположительно, вплоть до Италии.

Раскопки в западных и южных районах Урарту, главным образом в Алтин-Тепе, возле Эрзинджана, в Каялидере, в районе Муш и на Патмосе, севернее озера Ван, дополнили знания, полученные в Арин-Берде и Кармир-Блуре. Важнейшими из открытий стали остатки храмов, общие сведения о которых первоначально были известны по изображению храма Мусасир на рельефах из Хорсабада. В плане эти храмы имели форму квадрата с четырьмя контрфорсами по углам и были окружены мощеным двором, частично затененным крышей, опирающейся на столбы. Церемониальный зал (ападана) с тремя рядами колонн, обнаруженный в Алтин-Тепе, был украшен росписями на всех четырех стенах, а еще три расписанные комнаты образовывали северную сторону входного двора. Выполненные из камня гробницы, обнаруженные в тех же раскопках, по большей части состояли из вестибюля и комнаты для приношений, которые предшествовали собственно гробнице. Тела либо укладывали на пол, либо хоронили в каменном саркофаге.

Все эти открытия чрезвычайно важны для понимания более поздней истории Армении, хотя связь пока не является явной.

Фундамент внешней стены с выступающими контрфорсами. Эребуни

 

 

 

00000011- Армения 850-840 года до нашей эры.

Армения 810 год до нашей эры Воссоединение Армении

Менуа 785

Сардури II 764 до н. э. — 735 до н. э.

Изображение на бронзовом щите царя Сардури II. Мотив «звериного гона» (VIII в. до н. э.)

Изображения на щите Сардури (VIII в. до н. э.).

Декорированный бронзовый щит; Араратское царство (Урарту) (ок. 650 г. до н. э.)

00000016a- Араратское царство в период правления Грачьи II (Русы)

Руса II

00000017 Armenia-Армения 522-520

Урартская цитадель в Тушпе (Ван)

Ванская крепость. Араратское царство

Стены крепости Эребуни

Вход в храм «Суси». Эребуни

Фреска со львами из Эребуни (VIII в. до н. э.).

Армянское царство. Картина в музее «Эребуни»

Изображение бога Халди, настенная роспись храма. Эребуни

Фреска из дворца Эребуни (VIII в. до н. э.)

Статуя барана Эребуни тангаран

Фреска в Эребуни

Фундамент внешней стены с выступающими контрфорсами. Эребуни

Фрагмент каменного водопровода. Эребуни

Перекрытие двери внутреннего помещения, выполненное из деревянного бруса- Эребуни

Один из древнейший туалетов Урарту-Эребуни Тангаран.

Серебряный медальон. Араратское царство (Урарту).

Крышка каменной шкатулки, Араратское царство (Урарту) (VII в. до н.э.).

Урартская крепость в Догубаязите

Фрагмент большого бронзового колчана с изображениями всадников и колесниц. Найден в Кармир Блуре (Армения)

Каменное изваяние рыбы либо морской змеи, датируемое V-II тысячелетиеми до н.э.

Древнеармянские знаки зодиака

Голова лошади. Найдена в урартском городе Эребуни (VIII в. до н. э.)

Голова быка (VIII-VII вв. до н. э.)

Металл Урарту


С 27 октября по 27 ноября в рамках дней европейского наследия в музее-заповеднике Эребуни
пройдет выставка " Металл Урарту".  Посетителям дана уникальная возможность впервые увидеть ранее нигде не выставленные и не опубликованные экспонаты урартского периода .  

В музее собраны многие экспонаты, которые были обнаружены в результате раскопок собственно крепости Эребуни в 1950—1959 годах и раскопок соседнего урартского города Тейшебаини, которые проходили на холме Кармир-Блур в 1939—1958 годах.

Наиболее ценные находки, в частности изделия из золота и серебра, например, статуэтка бога Тейшебы, перевезены в Исторический музей Армении — главный музей страны, а в музее Эребуни экспонируются лишь копии этих находок. Самыми ценными экспонатами собственно музея Эребуни считаются 23 клинописные таблички урартского времени.

Специально для наших читателей публикуем некоторые фотографии ранее неизвестных экспонатов .


асть замка ворот крепости Тейшебаини. Благодаря клинописи на кольце стало известно название крепости.  

Бронзовые наконечники стрел с острыми выступами из Эребуни ,Саригюха и Ехегнута

Часть меча и кинжал 

Топор, тесло, пила, серп и гвозди . VII в. днэ , Кармир блур

Статуэтка коня ,VII в днэ ,Кармир блур

 


Древняя оросительная система Ванского Царства


В конце 9 ввека до н. э. в Ванском Царстве (Урарту) был построен 72-километровый оросительный водоканал, представляющий собою сложное ирригационное сооружение.

Притом столь совершенное, что этот канал, шириной 4.5 м и глубиной 1,5, до сих пор подаёт воду в район г. Ван.

Вид на озеро Ван с середины Ванской скалы — с этой точки видели озеро правители Ванского Царства, когда выходили из своих апартаментов.

Ручей, протекающий слева внизу — остатки неиспользуемой воды канала Менуа, стекающие в озеро.

Комментарий Вне Строк: Говорят, в некоторых местах древняя оросительная система Ванского Царства настолько хорошо сохранилась, что хоть сейчас сдавай в эксплуатацию.

А еще говорят, что ирригационная система Ванского Царства была настолько хорошо расчитана, что потери были минимальными, а судя по публикации их могло вообще не быть потому, что остатки неиспользованной воды стекали в озеро Ван (См. выше).

Древнюю оросительную систему никто конечно в эксплуатацию не пустит, и не потому, что она к этому не пригодна, а потому, что нынешние власти похоже не собираются вообще эксплуатировать никакую систему орошения.

Парадокс в том, что в отличие от древней Армении, сейчас вода бесхозно протекает мимо того места где она жизненно необходима. Еще один парадокс в том, что вода так и не оросив армянские земли уходит в соседнюю республику.

Но третий парадокс самый убийственный, сегодня сам слышал по армянскому ТВ. Оросительная вода в соседней республике, например Грузии, стоит в 12 раз дешевле чем в Армении. Соотношение в перерасчете 5 тыс. драмм к 60 тыс драмм. Чиновники, что-то блеяли, но я ничего не понял.


Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян


 

=== result ===
Click on icons for more info