Федерация Молдовия -Молдова и Валахия-Дакия

Молдова

Валахия
Добруджа

Молдавия:Молдавия:Молдова,Валахия(Мунтения),Добружа и Траснкилвания

 

Субъекты `

Западная Молдова-Запрудская Запрудская

1 Восточная Молдова

Днестр

Респу́блика Букови́на

1Бесарабия

Добружа

,Валахия(Мунтения)

Гагаузкая Афтаномия

Székely Land

Трансилвания

В период бронзового века в 1800—1000 годах до нашей эры из Армении-Армянского нагория пришли Армянские(фракийские) племена даков. Ар-мен-и-(я ), от слов Ар и мен,Ар-бог,солнце,мен человек.

К III веку до нашей эры относится возникновение государств даков.

В конце I-начале II века нашей эры Дакия была завоёвана римлянами, здесь шла добыча золота и переселение колонистов. К этому времени относятся начало интенсивной романизации и зарождение балканской латыни.

В 270-х годах после восстаний римляне были вынуждены отступить за Дунай.

В VI веке на территори современной Румынии начали селиться славяне(также Арменоиды).

 

Начал искать, изучать материалы, относящиеся к связью Армян и Дакийцев(Восточных Молдован + Западных Молдован+Валахов)

 Вначале ознакомился с небольшой книжкой известного Молдовского историка Влада Бенециану "Армяне в жизни Румыни(тогда Молдова была в Составе Румынии(под оккупацией) )- ,  изданной в 1936 году в Бухаресте, где автор впервые обращается к роли армян в политической, экономической и культурной жизни Молдовы. В ней я впервые прочитал, что в армии величайшего Молдовского героя князя Стефана Чел Маре действовал 25-тысячный армянский отряд. 

Знаменитый храм в молдовском городе Арчеш, шедевр молдовской архитектуры, построил армянский архитектор Маноле, или Манвел, которому посвящена великолепная поэма. 

 

Арчеш(в Молдове ) - в Армении озере Ван старый город Арчеш(Эрджиш) 

Узнал, что Сербека, мать прославленного князя Иона Воде Челкумприт, или Армянула была армянской княгиней.

Здесь я встретил имена армян, которые принесли бы честь любому народу: первый министр просвещения Молдавии Георге Ассаке(Герца, Молдавское княжество),

Из книги-Молдовского историка Влада Бенециану "Армяне в жизни Румыни(тогда Молдова была в Составе Румынии ) "

Георге Асаки (молд. Gheorghe Asachi (Asaki); 1 (12) марта 1788, c. Герца, Молдавское княжество — 12 (24) ноября 1869, Яссы) — молдавский и румынский писатель, поэт, художник, историк, драматург и переводчик армянского происхождения.

 

основоположник румынской школы философии Василе Конта, один из крупнейших математиков Георге Транку Яш, слава румынской литературы Михай Эминеску - внук переселившегося в XVIII веке из Львова армянского купца Мурада Эминовича, и многие другие.

Когда в 1987г. я был переведен в Германию, то и там начал искать армянские следы. Я знал, что в 1982г. во время реставрационных работ в церкви Фраун Кирхе в городе Пассау была обнаружена какая-то "потерянная" гробница. В гробу кроме костей мужчины находились металлическая пряжка пояса, крест и металлическая табличка, на которой была записана биография покойного. Несмотря на ветхость, на табличке можно было прочитать, что здесь покоится прибывший из Армении великий богослов архиепископ Григорис, скончавшийся 26 сентября 1093г. О нем также есть свидетельство в истории и летописи Виндбергена 1167г. , где отмечается, что учителем Св. Энгельмара был "sancti Gregori, Armeniorum guondam ut ferunt archiepiscopi". Факт, сам по себе свидетельствующий, что армяне давно поселились в этих краях, в частности после разрушительного землетрясения в Ани в 1045 году. Да и не могло быть такого, чтобы армяне, создавшие в соседней Польше большую колонию, не поселились и в Германии. И мои поиски дали результаты. Я нашел посвященную епископу города Кельна Анно хронику 1080 года "Аннолид", в которой, говоря о происхождении баварцев, отмечалось, что они прибыли из Армении. А позже многочисленные источники книги Ганса Ф. Нобауэра "Баварцы" (Hans F. Nohbauer "Die "Bajuvaren". Weltbild Verlag, Augsburg, 1990) помогли мне выяснить, кто и где свидетельствовал о том, что баварцы прибыли из Армении.

- Могли бы вы привести примеры?
- Я уже упоминал хронику "Аннолид" 1080 года, где сказано: "Они (баварцы) пришли с Армянского нагорья, откуда родом, где Ной покинул ковчег на горе Арарат, когда голубь принес оливковую ветвь... " (Das Annolied, Herausgegeben von Eberhard Nellmann, Stuttgart, 1999, 27). Подобные свидетельства содержит и хроника "Kaiserchronik" 1170 года: "Баварцы происходят из Армении, где Ной покинул ковчег, когда голубь принес оливковую ветвь, следы Ноева ковчега еще можно увидеть на этой горе, которая там называется Арарат... " (Hans F. Nohbauer "Die Bajuwaren" Weltbild Verlag, Augsburd, 1990, s. 15). А в знаменитой "Chronica Baioariorum" ("Баварская хроника") священника Вайта Арнпека, считающейся самым надежным источником по истории баварцев, читаем: "Байоариус вместе со своим свободолюбивым народом, который происходит из Армении, откуда они вышли большой силой, добрались до этой страны, где нашли бедный народ, который питался рыбной ловлей и охотой на диких животных. Поселившись здесь, они назвали страну по имени своего князя и предводителя - Бавария" (Hans. F. Nohbauer "Die Bajuwaren" Weltdild Verlag, Augsburg, 1990, s. 19). 
Отметим также еще одну информацию из "Баварской хроники", согласно которой князь Байоариус имел двоих детей - Богема, или Богемунда, и Инграма, или Инграманда. А Иоханнес Турмайер (кстати, отец баварской историографии) в написанной в 1601г. "Chronicon successionis ducum Bavariae et comitum Palationorum" сообщает интересную информацию, связанную с именем Богемунда. Говоря о Богемии (нынешней Чешской Республике), он отмечает, что в античных книгах ее называли Ермения (Hermenia) , что означало Армения. И как Бавария была названа по имени Байоариуса, так и Ермения-Армения была переименована по имени князя Богема в Богемию.
Интересно, что в 1776г. Винценц Пол из Полхаузена, обратившись к этому вопросу, цитирует неизвестного историка Бобиенсиса и отмечает: "Император Фридрих Рыжебородый во время крестового похода встретил в Армении народы, которые говорили по-баварски" (Kaiser Friedrich Lobesam sei bei seinem Kreuzzug in Armenien auf Volker getroffen, die bairisch sprachen", Г. Нобауэр, указ. соч. , с. 19). Это свидетельствует о том, что в XII-XIII вв. баварцы еще сохраняли свой родной язык - армянский Киликийской Армении.
Согласно упомянутым выше хроникам, эти прибывшие из Армении смельчаки героически сражались против армии Юлия Цезаря. А это значит, что они были там еще в II-I веках до Р. Х. Это подтверждают и другие источники, о которых я собираюсь написать отдельную статью.
Из материалов, относящихся к армяно-баварским связям, считаю необходимым процитировать фрагмент из предисловия к Немецко-армянскому словарю Акопа и Левона Торосянов, изданному в Бейруте в 1987г.: "Немецкий язык принадлежит к индогерманской ветви индоевропейских языков, родственной армянскому. Во время подготовки этого словаря мы выявили более тысячи корней и частиц, связанных с армянским".

- Какие другие источники были вами выявлены в ходе исследований?
- В 1997г. мне предоставили копию англосаксонской хроники, изданной в Лондоне в 1861г. , из первого тома 4-томника известного английского историка Бениамина Торnа The Anglo-Saxon Chrohicle Vol. I, Original Texts, London 1861, Benjamin Thorpe (Торп в XIXв. обобщил все англосаксонские хроники и издал их в 4 томах). О живущих в Англии народах он пишет: "Первые жители страны - бретонцы прибыли из Армении и вначале поселились на юге Британии". К сожалению, моя пастырская деятельность не позволила мне отправиться в Лондон, чтобы углубиться в исследования. Но когда я прибыл во Францию и услышал о бретонцах Франции, то возобновил поиски. Точно было известно одно: бретонцам достаточно было пересечь Ла-Манш, чтобы очутиться на юге Англии. Бретонцы Франции также, по всей видимости, должны были сохранить следы своего армянского происхождения. Необходимо отметить, что бретонцы Франции, подобно баскам, и по сей день сохранили свой язык, обычаи, своеобразные национальные песни и танцы, очень похожие на армянские, а их национальный инструмент похож на наши ткзар и паркапзук.
В первую очередь мое внимание привлек существующий во французской Бретани исторический маяк, называемый Армен, затем - имеющие армянское происхождение имена Арсен, Астхик, Анаит, Вазген, Амури, Карот. Уменьшительно-ласкательным суффиксом и у них является тот же армянский "ик" (Арам - Арамик, Вардан - Варданик, в бретонском Ян - Яник, Седр - Седрик). В Бретани есть исторический город Ван, а его основателей называют ванцами. В храме бретонского города Крозон сохранилась икона XVIв. , называемая "Десяти тысячам мучеников Арарата", которая образно свидетельствует о десяти тысячах воинов (девять тысяч из них были армяне, тысяча - римляне) , принявших мученическую смерть во время гонений на христиан в Армении при императоре Адриане (117-138). Французский комментарий гласит: "Le retable des Dix mille Martyrs est un chef d`oeuvre de l`art Breton du debut du 16eme siecle. II est du sans doute a des artisans breton... la Passion de soldats chretiens gui auraient ete martyrises, pres du mont Ararat, en Armenie (Turguie actuelle)" (Edition Jos le Doare). Научному исследованию проблемы помог бретоно-французский словарь. Результаты были ощутимы уже через короткое время. К моему удивлению, только под буквой "а" я обнаружил многие армянские слова, имеющие в бретонском тот же смысл. Безусловно, работа и время пополнят факты, относящиеся к этой теме.
Когда в ходе исследований я ознакомился со Словарем французского языка Фламариона, в разделе, посвященном происхождению французского языка, о голуа (галлах) я прочитал следующее: "Голуа утвердились на территории современной Франции позднее, примерно в 500г. до н. э. Они происходят из Богемии или Баварии. Говорят на индоевропейском языке - кельтском, каким являются бретонский и галльский" (Dictionnaire Flammarion de la langue francaise, Paris, 1999, page IV). В англосаксонской хронике, где говорится о 5 народах, населяющих Англию, на втором месте указаны брето-уэльсцы, т. е. бретонцы и уэльсцы отождествлены, а уэльсцы во Франции назывались гайликами - gaelique.
Таким образом, мы оказываемся перед своего рода генеалогическим треугольником. Если галлы происходят из Баварии и говорят на таком языке, каким является бретонский, то, следовательно, у всех трех должен быть один корень, т. е. происходить из Армении (во Франции есть армянские имена, которые сыграли важную роль в истории страны. Например, самый древний и известный храм города Марселя - церковь Св. Виктора в 416г. основал и построил армянский монах Жан Касиан. Архитектором первой французской базиликиальной церкви, построенной при Карле Великом в 806г. недалеко от Орлеана, в Сен-Жермен де При, был армянин Оддо Ло Месенн. Другой пример: в центральной Франции есть села Морнас, Чорнас, Корнас, Сер, Les Armenien (Армяне). Однако все это частные случаи. О баварцах и бретонцах мной было собрано достаточно фактов. Оставалось найти свидетельства о галлах. Они нашлись в 7-м томе (стр. 2795-97) энциклопедии "Альфа" в статье "Галлы": "Голуа покрывали свои ювелирные изделия коралловым цветом и эмалью. Эту технику они привезли с Армении".
В подразделе, посвященном галльскому языку, отмечено следующее: "Галлы марсельского региона находились в переписке с галатами, живущими в Анатолии, и у них не возникало каких-либо проблем в общении, так как между их языками были лишь диалектные различия (кстати, эти сведения сообщает Юлий Цезарь в "IVLI CAESARIS COMMENTARIORVM DE BELLO GALLICO LIBER PRIMVS", а в его эпоху понятия "Анатолия" не существовало).
В разделе о религии голуа-галлов написано, что они поклонялись примерно 400 богам, среди которых была богиня Арджо (la deese-ourse Artio, богиня Медведь), которую галлы называли Арцио (слово написано по латыни Artio, а по словам баскаведа Ваана Саргсяна, баски называют медведя "арца"). Материалы, относящиеся к происхождению этих трех народов, отвечают на вопрос европейских ученых: "Кем в действительности были кельты античной эпохи. На этот вопрос невозможно ответить". И далее: "Западные кельты приняли название голуа, жители острова Британик стали называться бретонцами... " 
На эти неопределенные вопросы отвечают следующие источники: немецкая "die Bayern... Hergekommen von Armenien", а также бретонская "Britons... they came from Armenia". В них отмечается, что этой неизвестной страной кельтов является Армения, называемая "Страной священных законов" (так шумеры называли Аратту). Этот вопрос талантливый ученый Мартирос Гавукчян подробно рассмотрел в своем исследовании "Прародина кельтских племен и кельтско-кавказские связи", а сегодня Рубен Егиазарян внес новый вклад в эту тему в своей книге "Кельтская символика и армянское предание" (Ереван, 2005, на русском языке).
Кем же в действительности были эти таинственные кельты? Они были основоположниками европейской культуры, каждый европейский народ называет их по-своему и считает своими предками. В Италии они назывались этрусками (согласно современным ученым, пришли из Армении), в Австрии - нориками (Noriker), в Германии - баварцами, в Англии - бретонцами, в Чехии - богемцами, во Франции - галлами.
Эти данные вынуждают нас задуматься над тем, кем мы были, араттские армяне: теми, кого шумеры называли "избранным богами народом", "владеющим тайной бессмертия"

Господари Молдовы

1-й Господарь Молдовы - Около 1352 — 1354 Драгош.

Дра́гош Во́дэ (рум. Dragoş Vodă) — воевода из Марамуреша, который стал с помощью Венгрии наместником земель, ставших Молдавским княжеством.


2-й Господарь Молдовы - Около 1354 — 1358 Сас.

Сас (рум. Sas al Moldovei) — в 1354—1358 годах правитель земель, ставших позднее независимым Молдавским княжеством.


3-й Господарь Молдовы -1359 Балк.

Балк (рум. Balc, ? — 1395) — правитель земель, ставших при Богдане I независимым Молдавским княжеством.

1(4)-й Господарь Молдовы -1359 — около 1365 Богдан I (рум. Bogdan-Vodă) — первый господарь независимого Молдавского государства (правил в 1359—1365 годах

Почтовая марка Молдовы, 1993 год


2(5)-й Господарь Молдовы - Лацко (рум. Laţcu, Лацку) — сын Богдана I, воевода Молдавского княжества в 1365—1373 годах.

3(6)-й Господарь Молдовы -Костя Мушат (рум. Costea Muşat или Muşatin) — правитель (господарь) Молдавского княжества в 1373—1374 годах, первый правитель из рода Мушатов.


4(7)-й Господарь Молдовы - Около 1375—1391 Петру I.


5(8)-й Господарь Молдовы -Около 1391—1394 Роман I.


6(9)-й Господарь Молдовы -Около 1394—1399 Штефан I.
7(10)-й Господарь Молдовы -1399 —1400 Юга.
8(11)-й Господарь Молдовы -1400 апр. 23 —1432 янв. Александр Добрый.

Печать Александра Доброго


9(12)-й Господарь Молдовы -Илья I (Илиаш I, рум. Iliaş I; 1409—1448) — господарь Молдавского княжества в 1432—1433 и 1435—1443 годах, причём в 1436—1443 годах правил совместно с братом Стефаном II.

10(13)-й Господарь Молдовы -1433 окт. — 1435 авг. 5, Штефан II.
11(14)-й Господарь Молдовы -1435 авг. 5 — 1436 март. 8, Илиаш.
1436 март. 8 — 1442 после авг. 1, Илиаш и Штефан II.
1442 после авг. 1 — 1447 июль 13, Штефан II.


1447 июль 13 — после сент. 15, Петру II.
1447 сент. 15 — 1448 февр. 23, Роман II.
1448 февр. 23 — 1449 март 23, Петру II.
1449 зимой. Чубэр
1449 март 23 — окт. 12, Алексэндрел.
1449 окт. 12 — 1451 окт. 15, Богдан II.
1451 окт. 15 — 1452 февр. Петру Арон.

1452 февр. — 1454 авг. Алексэндрел.
1454 авг. 25 — 1455 февр. 8, Петру Арон.
1455 февр. 8 — май 25, Алексэндрел.
1455 май 25 — 1457 апр. 14, Петру Арон.
1457 апр. 14 — 1504 июль 2, Штефан III Великий.
1504 июль 2 — 1517 апр. 20, Богдан III (Кривой).
1517 апр. 20 — 1527 янв. 14, Штефэницэ.
1527 янв. 14 — 1538 сент. 18, Петру Рареш.
1538 сент. 18 — 1540 дек. Штефан Лэкустэ.
1540 дек. — 1541 февр. Александр Корня.
1541 февр. — 1546 сент. 3, Петру Рареш.
1546 сент. 3 — 1551 июнь 11, Илиаш Рареш.
1551 июнь 11 — 1552 сент. 1, Штефан Рареш.
1552 сент. — Иоан Жолдя.
1552 сент. — 1561 нояб. 18, Александр Лэпушнянул.
1561 нояб. 18, — 1563, Деспот-Водэ (Иоан Якоб Гераклид).
1563 авг. — 1564 март, Штефан Томша.
1564 март — 1568 март. Александр Лэпушнянул (окт. 1563.)
1568 март — 1572 февр. Богдан Лэпушняну.
1572 февр. — 1574 июнь. Иоан Водэ Витяз.
1574 янв. — 1577 нояб. 23, Петр Хромой.
1577 нояб. 23 — дек. 28, Иван Поткоавэ.
1578 янв. 1 — 1579 нояб. 21, Петр Хромой.
1579 нояб. 21 — 1582 сент. 2, Янку Сасул.
1582 сент. 2 — 1591 авг. 19, Петр Хромой.
1591 сент. — 1592 июнь. Арон Тиран.
1592 июнь – Александру чел Рэу.
1592 авг. — окт. Петр Казаку.
1592 окт. 14 — 1595 апр. 24, Арон Тиран.
1595 апр. 24 — авг. Штефан Рэзван.

1595 — 1600 Иеремия Мовилэ.
1600 — Михай Храбрый.
1600 — 1606 Иеремия Мовилэ.

1606 июнь 30 — 1607 сент. 14, Семен Мовилэ.
1607 сент. 14 — окт. Михаил Мовилэ.
1607 окт. — Константин Мовилэ.
1607 нояб. 6 – дек. Михаил Мовилэ.
1607 дек. — 1611 нояб. 10, Константин Мовилэ.
1611 нояб. 11 — 1615 нояб. 12, Штефан II Томша.
1615 нояб. 12 — 1616 июль, Aлександр Мовилэ.
1616 июль — 1619 февр. 9, Раду Михня.
1619 февр. 9 — 1620 сент. 10, Гаспар Грациани.
1620 сент. 10 — 1621 окт. Александр Илиаш.
1621 окт. — 1623 авг. 4, Штефан II Томша.
1623 авг. 4 — 1626 янв. 20, Раду Михня.

1626 янв. 20 — 1629 авг. 30, Мирон Барновски—Мовилэ.
1629 авг. — 1630 апр. 29, Александр Коконул.
1630 апр. 29 — 1631 дек. 5, Моисей Мовилэ.
1631 дек. — 1633 апр. Александр Илиаш.
1633 апр. — июнь 22, Мирон Барновски—Мовилэ.
1633 июнь 25 — 1634 апр. Моисей Мовилэ.
1634 апр. — 1653 апр. 3. Василе Лупу.
1655 апр. 3 — апр. 28, Георге Штефан.
1653 апр. 28 — июль 8, Василе Лупу.
1653 июль 8 — 1658 март 3, Георге Штефан.
1658 март 3 — 1659 нояб. 2, Георге Гика.
1659 нояб. 2 — ноябр. 21, Константин Шербан.
1659 нояб. 21 — 1661 янв. 17, Штефэницэ Лупу.
1661 янв. 17 — по февр. 17, Константин Шербан.
1661 февр. 17 — сент. 19, Штефэницэ Лупу.
1661 сент. 19 — 1665 сент. 11, Еустратий Дабижа.
1665 сент. 11 — 1666 май 21, Георге Дука.
1666 май 21 — 1668 нояб. 8, Илиаш Александру.
1668 нояб. 8 — 1672 авг. 10, Георге Дука.
1672 авг. 10 — 1673 нояб. Штефан Петричейку.
1673 нояб. — Думитрашко Кантакузино.
1673 дек.— 1674 февр. 22, Штефан Петричейку.
1674 февр. — 1675 нояб. 10, Думитрашко Кантакузино.
1675 нояб. 10 — 1678 нояб. Антоние Русет.
1678 нояб. 28 — 1683 дек. 25, Георге Дука.
1683 дек. 25 — 1684 март. Штефан Петричейку.
1684 янв. 29 — 1685 июнь 15, Думитрашко Кантакузино.
1685 июнь 15 — 1693 март. Константин Кантемир.
1683 март 19 — апр. 8, Дмитрий Кантемир.
1693 апр. — 1695 дек. 8, Константин Дука.
1695 дек. 8 — 1700 сент. 14, Антиох Кантемир.
1700 сент. 14 — 1703 июнь 15, Константин Дука.
1703 июнь 15 — сент. Логофэт Иоан Бухуш, каймакам.
1703 сент. — 1705 февр. 12, Михаил Раковицэ.
1705 февр. 12 — 1707 июль 20, Антиох Кантемир.
1707 июль 20 — 1709 окт. 17, Михаил Раковицэ.
1709 окт. 17 — 1710 янв. 25, Логофэт Иоан Бухуш, каймакам.
1709 нояб. 6 — 1710 нояб. 23, Николай Маврокордат.
1710 нояб. 23 — 1711 июль 11(16), Дмитрий Кантемир.
1711 июль — сент. 26, каймакам; Лупу Констаки, вел. ворник; Максут, постельник; Антиох Жора, хатман; Георге Апостол, вел. вистиерник.
1711 сент. 26 — нояб. 8, переводчик Иоан Маврокордат, каймакам.
1711 сент. 26 — 1715 дек. 25, Николае Маврокордат.
1715 дек. 25 — 1726 сент. 25, Михаил Раковицэ.
1726 сент. 26 — 1733 апр. Григоре Гика.
1733 апр. — 1735 нояб. 16, Константин Маврокордат.
1735 нояб. — 1739 сент. 3, Григоре Гика.
1739 сент. 3 — окт. Русская военная администрация.
1739 окт. — 1741 сент. 13, Григоре Гика.
1741 сент. — 1743 июль 20, Константин Маврокордат.
1743 июль 20 — 1747 май, Иоан Маврокордат.
1747 май — 1748 апр. Григоре Гика.
1748 апр. — 1749 авг. 20, Константин Маврокордат.
1749 авг. 20 — дек. 7, Иордаке Ставраки, каймакам.
1749 авг. 20 — 1753 июнь 22, Константин Раковицэ.
1753 июнь 22 — 1756 февр. 8, Матей Гика.
1756 февр. 8 — 1757 март. Константин Раковицэ.
1757 февр. — 1758 авг. Скарлат Гика.
1758 авг. — 1761 май 28, Иоан Теодор Каллимаки.
1761 май 28 — 1764 март 18, Григоре Каллимаки.
1764 март 18 — 1767 янв. 23, Григоре II Гика.
1767 янв. 23 — 1769 июнь 3, Григоре Каллимаки.
1769 июнь 18 — дек. 4, Константин Маврокордат.
1769 сент. 27 — 1774 сент. Русская военная администрация.
1774 сент. 28 — 1777 окт. Григоре II Гика.
1777 окт. — 1782 май 29, Константин Морузи.
1782 май 29 — 1785 янв. 1, Александр Маврокордат (Делибей).
1785 янв. — 1786 дек. 3, Александр Маврокордат (Фирарис).
1786 дек. — 1788 апр. 8, Александр Ипсиланти.
1788 май — 1789 март. Маноле (Емануел) Джиани—Русет.
1788 окт. — 1791 дек. Русская военная администрация.
1792 март — дек. 30, Александр Морузи.
1792 дек. 30 — 1795 апр. 25, Михаил Суцу.
1795 апр. 25 — 1799 март 7, Александр Каллимаки.
1799 март 7 — 1801 июнь 28, Константин Ипсиланти.
1801 июнь 28 — 1802 сент. 19, Александр Суцу.
1802 сент. 19 — окт. 28. Логофэт Иордаке Конта и другие каймакам.
1802 сент. 19 — 1806 авг. 12, Александр Морузи.
1806 сент. 12 — окт. Скарлат Каллимаки.
1806 окт. 5 — 1807 март 7, Александр Морузи.
1806 нояб. 17 — 1812 май 12, Русская военная администрация.
1807 март 7 — июль 24, Александр Хангерли.
1807 июль 24 — 1810 июнь 1, Скарлат Каллимаки;
1806 дек. 7—31, Иордаке Русет Розновану, каймакам;
1807 янв. 1 — 1812 июль 26. Митрополит Вениамин Костаке и другие каймакам.
1812 авг. 27 — 1819 июнь 20. Скарлат Каллимаки.
1819 июнь 21 — 1821 март 29, Михай Суцу;
1819 июнь 20 — нояб. Постельники Ману и Ризо, каймакамы.
1821 март 29 — май, Митрополит; Вениамин Костаке и др. каймакамы.
1821 апр. — Этерия Александр Ипсиланти.
1821 осень — 1822 июль. Штефан Вогориде, каймакам.
1821 май 16 — 1822 июль. Турецкая оккупация.
1822 июль — 1828 апр. 23, Ион Санду Стурдза.
1828 апр. 26 — 1834 апр. Русская военная администрация.
1834 апр. — 1849 июнь. Михаил Стурдза.
1849 окт. 2 — 1853 окт, 18, Григорий Александр Гика
1853 окт. 18 — 1854 сент. 4. Русская военная администрация.
1854 окт. 2 — 1856 июнь 26, Григорий Александр Гика; 1856 июль 3—10. Чрезвычайный административный совет;
1856 июль 11 — 1857 февр. 17, Теодор Балш, каймакам;
1857 февр. 17 — 1858 окт. Николае Вогориде;
1858 окт. — 1859 янв. 5, каймакамы Штефан Катаржиу, Василе Стурдза, Анастасие Пану.
1859 янв. 5 — 1862, янв. 24, Александр Иоан Куза избран господарем Молдовы (Запрутской).

 

Молдавский герб и цвета знамен

Автор: Андрей Нестерюк, геральдист

Исконные национально-государственные символы Молдовы — это голова тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам, которые изображены на средневековом гербе и знамени Молдовы. Они являются документальными историческими свидетельствами исключительной важности, позволяющими проследить исторический путь государства Молдавия.

Для всех народов мира символика страны имеет огромное значение. Это зеркальное отображение истории страны, национальных традиций, которые вечны и священны. Символика, напоминающая о традициях прошлого — выстраивает будущее. Символ страны — это символ патриотизма ее народа.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МОЛДАВСКИЙ ГЕРБ?

Исконные национально-государственные символы Молдовы — это голова тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам, которые изображены на средневековом гербе и знамени Молдовы. Они являются документальными историческими свидетельствами исключительной важности, позволяющими проследить исторический путь государства Молдавия.

Эта известная истина приобретает новый смысл, если вспомнить, что основная черта национально-государственных символов любого народа — это традиционализм.

Центральной геральдической фигурой герба Молдавского княжества является голова тура (зубра). Когда впервые появился этот символ? Исследователи расходятся во мнениях. Некоторые говорят о древнем охотничьем культе, что существовал в Северных Карпатах и подразумевал жертвоприношением тура (зубра) на берегу реки.

И.Н.Мэнеску, опираясь на легенду о Драгоше, предполагает, что этот древний культ— принесение в жертву зверя — является символом покорения местной династии, обладавшей родовым знаком в виде головы тура. Р.Гассауэр обнаруживает ряд геральдических изображений в виде головы тура в гербах разных стран и провинций (Меклембург-Шверин, Меклембург-Штрелиц, Сигет — Марамуреш), в родовых гербах венгерского дворянина Баласса, шведа Оксенштерна, в польских гербах (Глова Бавола, Венява), а также в гербах городов Калиц и Познань.

Он же выдвинул гипотезу о том, что один из местных князей в первой половине XIV в., возможно, получил в свой герб изображение головы тура от Владислава I Локетока по случаю победного похода против Бранденбургов (1325 г.) с участием молдавских воинов. Позднее его род либо угас, либо был покорен другим, а герб стал символом молдавской земли.

В своих исследованиях Г. Брэтяну полагал, что трансильванский воевода Николай Сирока, затеявший крестовый поход против татар в 1343 году от имени своего сюзерена короля Людовика, мог наделить геральдическим знаком в виде головы тура одного из молдавских воевод, отличившихся в сражениях. Г. Балш, приведя факт присутствия коронованной головы зубра на гербе польской провинции Калиц, склонен видеть польское влияние на происхождение герба Молдовы. Р. Вуя утверждает авторство Драгоша в создании своего фамильного герба, возможно потому что родина его Сигет (Трансильвания), в гербе которого существует геральдическое изображение головы зубра, а может быть, в знак памяти о его легендарной охоте. М. Берза и Д. Черноводяну считают: появление государственного герба связано с именем Богдана I. К. Кирицеску связывает появление герба Молдовы с именем Петра I Мушата.

Центральная геральдическая фигура (голова тура) герба дополнена сопутствующими элементами. Одним из них является звезда, расположенная между рогами. По бокам головы тура располагались: символ солнца — роза (розетка) и полумесяц. Полумесяц известен в польской, немецкой и венгерской геральдике с XII века, где он всегда сочетался с символом солнца.

Первое известное изображение герба Молдовы появляется на печати Петра I Мушата от 1377 года. На печати содержится легенда: Petrus voivoda Moldaviensis. Герб Молдовы виден и на первых молдавских монетах, отчеканенных Петром Мушатом. На лицевой стороне монет (гроши) в точечном круге всегда изображалась голова тура с лировидно-изогнутыми рогами, между которыми помещена пятиконечная звезда. Рядом с мордой тура расположены роза и полумесяц, не имеющие чётко фиксированного места — справа или слева. На большинстве господарских печатей, с обязательным элементом на них — гербом Молдовы, содержится легенда на славянском языке. Например: “Печать Ио Романа воевода Земле Молдавской” на печати к документу от 30.03.1392г. На печати к грамоте, подписанной Александром Добрым, значится: “Печать Олександра воеводы, господарь Земли Молдавской”. Печати Стефана Великого (1457 — 1504 гг.) содержат герб Молдовы, скромную и полную достоинства легенду: “Печать Ио Стефана воевода Земли Молдавской”.

СИМВОЛИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОЛДОВЫ

В средневековой Молдове герб — голова тура со звездой между рогами, с розой и полумесяцем по бокам и господарское знамя “Steagul cel mare” с теми же символами (голова тура) являлись 

одновременно символами как и господаря, так и страны. Как многие средневековые европейские знамена, так и молдавские того периода, являлись гербовыми знаменами, несущими изображение средневекового молдавского герба. Первое упоминание о знамени Молдовы “Steagul cel mare” документально известно из документа “Omagium Palatini Moldauiae”, в котором говорится о присяге молдавского господаря Стефана III Великого польскому королю в 1485 году. Документ написан на латыни и в переводе отрывок, с упоминанием о знамени, звучит так: “Большое полотнище красного цвета, на котором золотом красиво изображён герб Страны Молдавской” (...Banderium quoque magnum sericeum coloris rubri, in quo arma Terrae Moldauiae pulcre auro depicta erant...).

Иногда господари имели собственные знамёна, на которых объединялись элементы родового герба с гербом страны. В венгерской хронике (И.Кюкюлло 1488 г.) этого периода содержится гравюра, отражающая эпизод битвы у Баи (1467 г.), на ней изображен штандарт Стефана III c вертикальными полосами (элемент родового герба), имеющий у древка, по всей ширине, герб Молдовы — голову тура.

На листе из Евангелия (1502 г.) Стефана Великого изображены родовой герб Стефана III и герб Молдовы (голова тура). Известны также воинские хоругви. В 1500 году Стефаном III Великим были подарены монастырю Зограф, что на Святой горе, два боевых знамени. На светло-красном фоне первого знамени вышита фигура Святого Георгия, сидящего на троне с мечом в руках и попирающего ногами побежденного змея. Два ангела, один с мечом, другой со щитом в руках коронуют его девятилучевым венцом с жемчужинами. Вокруг головы святого вышита надпись на греческом языке: “Святой Георгий из Кападокии”. По краям знамени также вышита надпись, на славянском языке. Другое знамя, подаренное Стефаном Великим монастырю Зограф, напоминает церковные хоругви (фон также красного цвета), на котором вышита фигура Святого Георгия на белом коне, копьем поражающего дракона. По краям знамени вышита надпись на славянском языке.

Изображение молдавских стягов передано и в гравюре польского хрониста М.Бельского, которая отображает Битву у Обертына 1531 года между молдаванами во главе с господарем Петру Рарешом и поляками. На молдавском знамени в центре полотна изображен герб Молдовы, голова тура, справа— солнце, слева — полумесяц.
Молдавское знамя было упомянуто и во время коронации Генриха Валуа в Польше в 1574 году. В записях итальянца А.Гуагнинуса описывается знамя синего цвета с изображением головы зубра, в ноздрях у которого находится кольцо, между рогами — звезда, а слева от него — полумесяц (...Palatinatus Walachiae /recte-Moldaviae.— n.n./ vexillum, capite bizontis inter cornua stella et latere dextro luna delectiosa ornatum,cum circolo per nares transductio in campo coelestino...).

СИМВОЛИКА МОЛДОВЫ XVII ВЕКА

 

 

Господарское знамя Еремия Мовилэ (ок.1601) было красным с жёлтой каймой. В центре изображалось кольцо под крестом, внутри которого голова тура. В кантоне знамени на белом фоне помещалась легенда (полное имя господаря).

Поляк Крестафор де Збараз, в 1622 году побывав у господаря Стефана II

Томши, описывает красное знамя с головой зубра. В XVII веке герб Молдовы был дополнен знаками власти господарей: короной, буздуганом (родом булавы, должностной регалией воевод) и мечом.

 

 

 

 

Герб Молдовы воспел в стихах великий молдавский книжник митрополит Дософтей:
Голова тура, знатного зверя,
Означает недюжинную силу страны...

 

В 1636 году Джези Красински в своих записях упоминает, что он был встречен господарем Молдовы Василием Лупу, которого сопровождали несколько бояр с двумя знаменами, одно было синего цвета с красным крестом, другое — белое с красной полосой. А впоследствии господарь прислал несколько десятков бояр под синим знаменем.

СИМВОЛИКА МОЛДОВЫ XIX ВЕКА

Красное знамя с головой тура было и у господаря Молдовы (1812-1819) Скарлата Каллимаки (из документа 1813 года).
В 1832 году для Молдовы был введён Органический регламент, он уже предусматривал использование красно-синих флагов. Возможно, уже с 1832 года использовался синий флаг с головой зубра и тремя звёздами в красном кантоне.

Согласно Д.Черноводяну на флаге Молдавского княжества в 1834-1859 гг. изображены три белые звезды в красном крыже, в вольной части полотнища герб княжества.

Известно изображение молдавского военного знамени 1834-1849 годов. Это было квадратное синее полотнище, в углах на красном фоне изображались золотые восьмиконечные звёзды, в центре голова тура под звездой, над ними корона. На обороте знамени изображался Святой Георгий, поражающий дракона, и четыре монограммы “М” (воевода Михай Стурдза).

В “Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Европейских Морских Держав”, изданном в Санкт-Петербурге в 1861 году, есть изображение флага молдавских судов, приписанных к порту Галац: на синем поле голова тура, в красном кантоне три белые восьмиконечные звезды. Описание флага несколько другое: “Флаг молдавских милиций имеет две горизонтальные полосы, красную (верхнюю) и синюю с бычачьей головой на белом крыже, расположенном в верхнем углу флага, близ шкаторины”.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ДЛЯ СИМВОЛИКИ МОЛДОВЫ

В книге V.Mischevka, I.Negrei, A.Nichitici, “Siimbolurile Tarii Moldovei” (1994, р. 35) отмечается: “На протяжении веков герб Молдовы претерпел лишь некоторые несущественные изменения, но основные элементы — щит, голова тура с сопутствующими деталями (солнце, полумесяц) — остались практически постоянными определяющими, всегда представляя СИМВОЛ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ”.

Доктор исторических наук П. Параска по результатам изучения известных до сих пор молдавских знамён, а также работ по вексилологии, посвящённых этой теме, делает заключение: знамёна, исторические символы молдавской государственности “сохраняют красный цвет, который можно считать традиционным”.
Это и есть многовековые символы Государства Молдова, доказательство нашего существования в истории.

ИСТОЧНИКИ
1. Садовников С. П. “Некоторые наблюдения над изображением герба молдавского государства конца XIV — начала XVI в.”.
2. Victor Eskenasy “Omagiul lui Stefan cel Mare de la Colomeea (1485)., note pe marginea unui ceremonial medieval”
3. V.Mischevka, I.Negrei, A.Nichitici, “Simbolurile Tarii Moldovei”.
4. Cernovodeanu D. “Les pavillons de la marine militaire et de la marine de commerce de Valachie et de Moldavie....(1834-1897)” и Vexilla Belgica, VII,n.7.
5. P.Parasca. “Despre drapel, istorie si bunavointa”.
comunist.md

http://grenada.md/post/moldavskij-gerb-i-cveta-znamen

 

Молдовская Бессарабия(Молдавия и Добруджа)

Молдавская ССР 1940 год

Τерритория (XIV века XIV—XVIII века) и деления (XVII—XX века) Молдавского княжества

Молдавия

Добруджа(1320- 1940 года)--Молдавское княжество-(1359 — 1861)

Флаг

Герб

Молдавское княжество при Стефане Великом

Молдавское княжество на фоне границ современных государств

Рисунок города Сороки акварелью и пером из альбома И. Г. Мюнца. 80-е годы.XVIII века

Драгош Водэ


Роман I Мушат

Молдавские воины за границей вбитве при Мариенбурге 1422 года

Стефан Великий

Печать Стефана Великого

Армянское нагорье-Армения

подобные изображения встречаютса и на более ранних памятниках Армении 

 Армения-венский период


Битва с венгерским войском у Байи

Пётр IV Рареш

Иоан Водэ Лютый

Василий Лупу

Карта Прутского похода

Константин и Антиох Кантемиры

Молдавский караван

Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах

Боевой флаг молдавского войска

Монета Петра I Мушата

Монета с изображением Деспота Водэ

Монастырь Путна

Герб Молдавского княжества на стене одного из монастырей

Объединённое княжество Валахии и Молдавии(1859 (1861) — 1881 ),

Бессарабская губерния(1873—1917 годах)

Молдавская демократическая республика(1917 — 1918)

Бессарабская Советская Социалистическая Республика( 1919—1921 годов )

Бессарабия в составе Румынии

Бессарабия находилась в составе Румынии в течение 22 лет с 27 марта (9 апреля)1918 года, когда Сфатул Цэрий (Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение, до 28 июня 1940 года, когда после нот Советского правительства о передаче Бессарабии Советскому Союзу на её территорию была введена РККА.

Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика(1924- 27 августа 1991 года ) Молдавия провозгласила свою независимость.

Приднестровская Молдавская Республика ( 2 сентября 1990 года (от Молдавской ССР)

Молдавское княжество. Карта 1370 года

Молдавское княжество. Карта 1370 года

Молдавское княжество. Карта 1500-1540 года

Молдавское княжество. Карта 1542 года

Из Истории Армяно-Украинских,Венгерских и Молдавских отношени

Добруджа

Добруджанское деспотство-княжество

Добруджа с 1878 года 

Аннексия Южной Добруджи Румынией 1913. Передача её Болгарии по Крайовскому соглашению в 1940 остальное перешол к ссср  ,

Orange

IDC
Moldcell
Unite