Levan II, Prince of Mingrelia. A sketch by the Catholic missionaire Don Cristoforo De Castelli.
Мегрельский Фактор
До относительно недавнего времени мегрелы считались отдельным этносом и только в сталинские времена, когда стали по директиве сверху укрупнять грузин за счет сванов и мегрелов, появилась «теория» о принадлежности мегрелов к картвелам.
Необходимо отметить, что сами мегрелы не отождествляют грузин с собой и называют их «корту», которое является синонимом слова «чужой». Это слово происходит от самоназвания грузин «картвел», тогда как самоназвание мегрелов - «маргаль». Для мегрела абхазы – это абхазы, сваны – сваны, грузины, соответственно, грузины, а сам он представитель мегрельского этноса. Это разделение существует в мегрельском языке и самосознании до сих пор.
Немаловажен и тот факт, что грузинский язык и мегрельский абсолютно не похожи и картвел никогда не поймет мегрела, если тот будет говорить на своем. Тут ни в какое сравнение не идет даже пример тех же белорусов и украинцев, которые являются родственными для русских народами (а не субэтносами) с понятными друг для друга языками.
Тем не менее, «светила грузинской науки» поместили мегрелов в состав картвельского этноса и сейчас именуют их не иначе как «субэтносом». Насильственный ввод мегрелов в картвельский этнос не мог не иметь последствий. Прежде всего новоявленному «субэтносу» дали возможность сохранить лицо, назвав их не много ни мало «самыми истинными грузинами». Этого оказалось достаточно для появления тонны «трудов» под авторством мегрельских ученых, доказывающих, что современный грузинский – это чуть ли не смесь мегрельского и прилипших к нему иранизмов, тюркизмов, русизмов и другой «шелухи».
Им этого показалось мало – они провели ревизию грузинской истории и пришли в негодование – «самым истинным грузинам» там вообще не выделено место под солнцем. Более того, роль строителей Грузии, её государственности, литературы, письменности, церкви и остального отведена не кому-нибудь, а армянам. Любые попытки найти основателей, первопроходцев, патриархов какого-либо направления ведут к армянам.
Понятно, что такой расклад новичков в картвельской семье не устраивал никак. Вместо того, чтоб внушить уважение к армянам и чувство благодарности, это злополучное «армянское наследие» рождало комплекс национальной неполноценности, который вылился в проявления шовинизма, ревизионизма и армянофобии. Подобные явления встречались и в прошлом, на заре становления грузинской нации в позднем Средневековье. Но тогда они не имели настолько выраженный радикальный характер.
Мегрельским ученым, которые до появления подобных теорий были небольшим народом в Грузии, подобно сванам, абхазам, осетинам и другим, теперь, после объявления себя «самыми истинными грузинами» предстояло объяснить миру и себе, почему они оказались на обочине грузинской истории. Естественно, в ход пошли фальсификации, отрицание исторических фактов, подмена хронологии и другие грязные методы. Впихнуть себя в грузинскую историю они никак не могли из-за практически полного отсутствия источников и исторических личностей, имеющих мегрельское происхождение.
Однако, убрать из грузинской истории ненавистных армян стало делом принципа для новогрузинской историографии. Именно поэтому у грузинских Багратуни «вдруг» исчезли армянские корни, ГПЦ оказалась в Антиохийском патриархате, а чтоб мало не показалось, были осквернены могилы армян, присвоены церкви, в школьных учебниках переписаны биографии и т.д.
В то же время, нельзя сказать, что в истории нет никаких упоминаний о мегрелах. К примеру, они умудрились стать единственным народом в истории человечества, который предпочел платить дань завоевателям (в данном случае османам) в виде передачи в рабство собственных детей. Мегрелы платили дань в виде «50 мальчиков и девочек, 1000 пар носков» (Шенгелия Н. Османские источники истории Грузии. Тб. 1967г. Стр 158) Одним из немногих источников является османский архив и переписка султана с мегрельскими князьями, но эта переписка скорее свидетельствует о том, что Мегрелия в те годы не признавала себя частью Грузии.
Основные же упоминания о мегрелах начинаются уже после вхождения Грузии в состав России – тогда стали появляться мегрельские князья, получавшие титул за заслуги перед русскими. Именно с этого периода, то ли случайно, то ли нет, начинается постепенная эскалация армянофобии в грузинском обществе и попытки фальсификаций истории Грузии.
До вхождения в состав Российской империи князей менгрельского происхождения в Грузии практически не было. Основная доля грузинских княжеских родов имела индоевропейское происхождение, о чем свидетельствуют окончания фамилий. Однако, сегодня любой мегрельский барсеточник или карманник может рассказать целую историю про свое княжеское происхождение со времен св. Вахтанга Горгасала. Естественно, подобное вранье натыкается на глубочайшие противоречия с историческими реалиями и вполне понятно, что вся злость при проявлении комплекса национальной неполноценности выливается на голову окружающих. В 90-х годах 20-го века, когда мегрельский шовинизм достиг своего пика, последствиями этих комплексов стали две проигранные войны и отделение от Грузии Абхазии с Осетией. Самый «истинный грузинский субэтнос» во главе со своим самым истинным лидером так и не смог справиться с взятой на себя ролью доминанта, превратившись в разрушителей грузинской государственности.
Считается, что третья война, случившаяся в августе 2008-го была проиграна Грузией уже не по вине Гамсахурдия и его фашистских идей. Однако, достаточно почитать отчеты американских и израильских военных инструкторов, чтоб понять истинные причины этого исторического позора, когда при виде русской армии грузинское войско, экипированное по последнему слову и не забывающее позировать западным журналистам в темных очках в позе непобедимых рейнджеров, попросту сбежало, оставив без боя грузинские города. В этих отчетах полно интересной информации о боеспособности грузинских солдат, но наибольшее удивление у инструкторов вызвали порядки в армии. Они никак не могли понять, как может рядовой мегрел послать на три известные буквы офицера кахетинца и отменить его приказ, поскольку являлся «смотрящим роты». Воровские законы, перенесенные в казармы, с оттенком мегрельского национализма, были для иностранных инструкторов темным лесом. Закончилось это тем, что у израильских инструкторов офицеры мегрелы украли дорогостоящую рацию. Понятно, что такая армия не способна была оказать сопротивление кому- бы то ни было.
Ну а последним штрихом к этой истории можно упомянуть некий «список известных мегрел», с которым адепты «нового грузинского самосознания» носятся по всем грузинским СМИ и социальным сетям. Даже поверхностного взгляда на этот убогий список достаточно, чтоб понять, отчего у мегрельских националистов такой комплекс национальной неполноценности перед теми же грузинскими армянами.
Геополитика
После распада Советского Союза геополитический расклад в регионе сложился таким образом, что Армения и Грузия оказались по разные стороны баррикад. Армения, будучи союзником России, стала восприниматься грузинской интеллигенцией и политиками почти вражеской страной. Таким образом, к перечисленным выше причинам прибавилась еще одна – геополитическая. Процесс искусственной эскалации противостояния усилился еще и из-за того, что армянофобия стала не только внутренним заказом, но и внешним. Новые союзники Грузии в лице Турции и Азербайджана даже не скрывают своей заинтересованности в усилении армянофобии в грузинском обществе. С начала 90-х и по наши дни эти две страны открыто финансируют антиармянские акции, армянофобские передачи на грузинском ТВ, газетные статьи и многое другое, в том числе провокации в Джавахке.
Помимо всего прочего, антиармянская истерия для грузин является удобным поводом в ограничении прав «неприкасаемых» в силу геополитических реалий и турецких хозяев борчалинских азербайджанцев. Каждый закон, ограничивающий права национальных меньшинств Грузии, бьет также по грузинским азербайджанцам, хотя публично это подается как борьба против «армянской экспансии». Для человека, хоть немного разбирающегося в региональных особенностях, понятно, что армяне никак не могут представлять экспансионистскую угрозу в силу своей малочисленности и постоянного исхода в РФ и европейские страны как из Грузии, так и из самой Армении. Угрозу в виде экспансии представляют именно закавказские турки, численность и самоорганизация которых растут с каждым годом, получая поддержку от Турции и Азербайджана, но борьба с этой угрозой, как уже отмечалось выше, проходит под эгидой «борьбы с армянами».
Таким образом, исходя из перечисленных выше причин, можно сделать вывод, что армянофобия в грузинском обществе на данном отрезке времени является слишком востребованной, чтобы иметь шансы на исчезновение. Армяне стали для грузинских националистов очень удобной мишенью и любые попытки убедить их в пагубности этой политики не увенчаются успехом. Бессмысленно опровергать очередную историческую фальшивку – вместо неё сразу же появятся еще три, бессмысленно напоминать им о многовековом братстве – они будут игнорировать этот факт, пересчитывая азеро-турецкие деньги. Единственно адекватный ответ грузинскому национализму в сегодняшних условиях – жесткая позиция в отношении вопроса демократии, прав и свобод армян, проживающих на территории Грузии, в отношении армянских храмов, оскверненных грузинскими вандалами из ГПЦ, в отношении всего армянского исторического и культурного наследия Грузии. Ну а во всем остальном нам следует набраться терпения, пока вышеперечисленные факторы не ослабнут и армяно-грузинские отношения продолжат свое развитие в ключе добрососедства и взаимопонимания.