Арабские историки в 9-10вв. называли Византию "Армянской державой".
По некоторым данным в Византии было около 20-и императоров -армян:
1. Морик Ошаканци (Маврикий) - 582-602 гг.
2. Вардан Пилик - 711-713 гг.
3. Артавазд - 742-743 гг.
4. Левон (Лев V) Арцруни - 813-830 гг.
5. Барсег Аршакуни (Василий I - основатель армянской Македонской династии) - 867-886 гг.
6. Левон Аршакуни (Лев VI философ) - 886-912 гг.
7. Александр - 912-913 гг.
8. Константин VII Багрянородный - 913-959 гг.
9. Романос Ваштакян (Роман I) - 919-949 гг. (соправитель Константина VII Багрянородного).
10. Романос II - 959-963 гг.
11. Никифор II Фока (Великий) - 963-969 гг.
12. Ованес Чимишик (Иоанн Цимисхий) - 969-976 гг.
13. Василий II Болгаробойца - 976-1025 гг.
14. Константин VIII - 1025-1028 гг.
15. Роман III - 1028-1034 гг.
16. Микаел Пафлагон (Михаил IV) - 1034-1041 гг.
17. Микаел Калапат (Михаил V) - 1041-1042 гг.
18. Константин IX Мономах - 1042-1054 гг.
19. Теодора II (Феодора II) - императрица - 1054-1056 гг.
20. Микаел Стратиотик (Михаил VI) - 1056-1057 гг.
Византию основали римляне, а основными народами ее были армяне и греки, которые и создали культуру Византии и не только !
А это граница раздела Армении. Как видим значительная часть армянских земель оказалась в составе Византии.
Фемы Византийской империи в 650-770 году.
Амшенская фема Армениакон
Фема Армениак (греч. Θέμα Άρμενιάκων), была создана преобразованием армии Армении в 667 году, а её командующий (лат. magister militum per Armeniam) стал стратигом (греч. Στρατηγὸς), с численностью фемного войска в 9000 человек. Данная фема занимала старые области Понта, Малой Армении и северной Каппадокии, её столицей был город Амасья.
В общей сложности территории фем Армениакон, Вукелларии и Оптиматы с Бюзандаканом (Константинополь) и Анкирой (Анкара) есть Великий Амшен!!! Кстати как отмечает русский византинист Успенский Ф. к концу VIII века н.э. границы Армениакона пролегали от Синопа до Поти!
Фемы в 950 году
Фемы Византийской империи в 1025 году.
Кстати Aмшенские Aрмяне создадут ещё и государство Данишмендидов
Данишмендиды - амшенские армяне-халкидониты!!!
Абсолютно не понятно почему династию Данишмендидов (Сивас (1071—1174), Малатья (1142—1178) 1071—1178) относят к мусульманской и тюркской. Факты говорят об обратном. Об этом чуть ниже будет сказано, но пока представлю "полуофициальную версию". Так известно, что после потери Византией малоазийских земель (поражение при Манцикерте в 1071 г.), изменяется и политическая карта региона. На территории Малой Азии, в ее центральных районах на основе тюркского этноса образуются сельджукский Румский султанат и эмират Данышмендов Севастии, значительную часть населения которых составляли армяне-халкидониты. В это время начинается скачкообразный процесс тюркизации и исламизации Малой Азии, растянувшийся на столетия. Переход в ислам, в конечном счете, приводил к культурной ассимиляции, свидетельством чего является хотя бы «Сказание о Мелике Гази Данышменде», героя которого – основателя эмирата Данышмендов, современные хронисты считали армянином, перешедшим в ислам. Известен эмир Сававерака Иса, сын армянина Богусака, сохранивший свои владения в Приевфратье ценой принятия ислама. Принял ислам и полководец василевса Романа Диогена армянин-халкидонит Филарет Врахамий. У истоков так называемого «сельджукского искусства» в Румском султанате стояли Гавры и другие армяне-халкидониты. Известно также и то, что самым известным представителем рода Гавр был визирь сельджукского султана Кылыч-Арслана II (1156-1192) Ихтийар ал-Дин Хасан б. Гаврас (Гавра), имевший наследственные поместья у Эрзинджана. Также известен и эрзинджанский эмир Мутаххартан, которого Герцберг называет «армянским князем Тагартеном Ерсенджанским». Некий армянин Софи был отцом Карамана шурина Баязита. Караман владел городом Ларенде (названный в дальнейшем его именем – Караман), который ему был уступлен султаном иконийским Ала-Эддином (1219-1246) с частью Каппадокии и Киликии. Сын Карамана Магомед распространил пределы своего государства во все стороны и овладел даже Икониумом, или Коньёй. Его сын Али-Бек, прозванный Ала-Эддин, был женат на сестре Баязита Нефизе.
Предками туркменского племени Кара-Койюнлу являются Мамиконяны, а Ак-Койюнлу – Пахлавуни. Григор Магистрос и утвердившиеся в Диарбекире Пахлавуни, приняв впоследствии ислам, заложили основы туркменского государства Ак-Койюнлу, а Мамиконяны заложили основы другого туркменского государства Кара-Койюнлу. При Газан-хане (1295-1304), когда происходила «исламская революция» глобального масштаба, Мамиконяны, бросив армянское христианство, полностью стали мусульманами и в начале середины XV века создали своё княжество в районе Арчеша. При том же Газан-хане князья Байандурлу, происходившие из ветви «Сурен Пахлав» Аршакуни, отказавшись от армянского христианства, приняли во время великой исламской революции ислам суннитского толка. Причём мать Узун-Хасана Баяндурлу Сара-Хатун была армянкой. Сам же он был женат на представительницах армяно-византийского рода Комнин – Феодоре, дочери трапезудского императора Иоанна (1429-1460) и племяннице последнего трапезундского императора Давида (1460-1461). Матерью же основателя блестящей иранской династии Сефевидов шаха Исмаила (1501-1524) была Халима-бегум, дочь трапезундской деспины Феодоры и Узун-Хасана, султана Ак-Койюнлу. Неудивительно, что значительная часть армянских писцов второй половины XV века с симпатией характеризуют Узун-хасана и подчёркивают его благожелатель.
Итак о Данишмендидах (Сивас (1071—1174), Малатья (1142—1178) 1071—1178). Ведь известно не только его армянское происхождение, но и то что это государство было христианским и грекоязычным, то есть армяно-халкидонитским. Вот факты которые приводит Успенский Ф.И. История Византийской империи. Том 3. М.: Мысль, 1997. С. 118.
"Несколько монет, сохранившихся от этого времени, дают нам весьма любопытный и в высшей степени драгоценный материал для уяснения дел в эту эпоху. Монеты принадлежат царству Данишмендов; на одной стороне изображен Иисус Христос, на другой стороне греческими литерами выбито: «Малик Гази, царь Романии и Анатолии» — явление в высшей степени знаменательное; оно прямо характеризует нам Малика Гази. Он не был похож на тех диких турецких завоевателей, которые жгли, опустошали и уничтожали все, что было вне ислама. Малик Гази проводит принцип веротерпимости, предоставляет подчиненным народам политическую свободу, оставляя неприкосновенным греческий язык и греческое письмо. В этих монетах в настоящее время имеется единственное указание на ту политическую роль, какую играл в Передней Азии Данишменд и которая была усвоена им..."
Из этого фактического материала следует, что Данишмендиды не были мусульманами и тюркофонами. А если были, то абсолютно формально или притворно и уж тем более не в современном представлении "мусульманина".
Более того, известно также, что к примеру к 1486 г. не менее 73% населения Трабзона составляли христиане, а к 1520 г. их пропорция даже выросла до 78%. Процесс мусульманизации интенсифисировался только с середины XVI в., к 1554 г. 46%, а к 1583 г. уже 54% населения Трапезунда исповедовало ислам. В основном это были новообращённые мусульмане, принимавшие религию победителей и нередко остававшиеся криптохристианами. Тюркизация, естественно, шла ещё медленнее (Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007. С. 441). В Испире в 1520 году и вовсе все 100% населения были христианами. В 1516 году христиан в Байбуртском вилаете было 80%. Подавляющая часть армяне и армяне-халкидониты. В таких важных военных и торгово-ремеслянных центрах как Эрзинджан и Эрзерум (Арзен) армянское население преобладало. Армянское население было многочисленным в Байбурте, Никсаре/Неокесарии и Сивасе/Севастия в XIII веке. В это же время большую часть населения Колонии/Кара-Хисара также составляли армяне (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 52-53).
Таким образом до 1550-х годов, то есть до середины XVI века говорить о тюркских и исламских государствах в Малой Азии не приходится. Все эираты Артукидов, Салтукидов, Шах-Арменов и т.д. являются армянскими и даже христианскими. Но как же то что например Данишмендиды - это данишменд с тюркского "учёный", да и к тому же "Малик". Ведь все имена и титулы арабские и тюркские. Как быть с этим фактом? Дело в том, что после битвы при Манцикерте 1071 года, преобладающим языком межнационального общения становится арабский через ислам и частично тюркский. Но эти языки не были "национальными" для армян Малой Азии, и тем более для армян-халкидонитов, которые пользовались ещё греческим, как например в государстве Данишмендидов. Так вот. После этой битвы и по ныне весь регион находится под политическим контролем ислама, а значит арабского и тюркского языков. Но мы знаем уже, что тюркский стал доминировать только к XVII-XVIII векам в Малой Азии. Таким образом можем сказать, что Данишмендиды именовали себя так как их именовали страны победители исламского пояса, арабо-персидской титулатурой. В 1134 году багдадский халиф аль-Мустаршид даровал Данишмендидам титул малик. При этом государственным был греческий, ибо надписи на монетах сделаны греческими литерами. К примеру в XIII веке даже официальная титулатура трапезудского императора при каирском дворе была "Его Величество Малик", что вполне согласуется с другими прецендентами применения "малик", характерными для арабо-персидской историографии до XIII-XIV вв. Посредством этого же основного титула каирцы в XIII-XV веках обращались ко всем сколькео-нибудь значимым ХРИСТИАНСКИМ монархам: константинопольским василевсам, грузинским и армянским царям, а также и к менее значительным для них персонам - болгарским, сербским и др. государям". Но с XIV века проникает и новая титулатура - такфур или тагавор. Такова была титулатура христианских государств на Востоке (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 49). Таким образом со всех сторон доказывается, что государство Данишмендидов было АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКИМ И АМШЕНСКИМ (АРАКЕЛ).
И ещё.
·· Более 90 % населения Малой Азии были христианами до их завоевания арабами. Современное же мусульманское население «армянских» городов Турции Ван, Битлис, Эрзурум и Харпут, состоит главным образом из потомков армян-отступников. Последние на протяжении многих веков принимали ислам из соображений конформизма. Именно эти армяне-отступники образовывали очаги фанатизма и занимались истреблением христиан. К тому же 80% курдов – это также потомки армян-отступников. Среди народов армянской расы преобладает ислам (Рафаэль де Ногалес. Четыре года под полумесяцем. М.: Русский Вестник, 2006. С. 273-274). Более 20 курдских племён курманджи имеют армянское происхождение и имели армянскую письменность (Alexice Schneider. Талыши и курды ( С. 3)).ное отношение к армянам.
Исследователи оценивают численное соотношение между пришлым населением и автохтонами (в первую очередь, армянами и армяно-халкидонитами) как один к десяти. Власть оседлых мусульман (т.е. исламизированных армян и армян-халкидонитов) утвердившаяся в древних городских центрах серединной Анатолии (султанов Икония, данишмандидских маликов, артукидских эмиров), из соображений самосохранения и стабилизации оседлой жизни (земледелия, торговли и ремесла) активно вытесняла кочевые (т.е. пришлые) тюркские племена на северные, западные и южные окраины высокогорного периметра Анатолийского плато. К XIII в. разрушительная роль кочевой вольницы начала постепенно сходить на убыль – многие из кочевников перешли к оседлой жизни, другие понесли фатальный ущерб в борьбе с оседлыми мусульманами из армян и армян-халкидонитов (сельджукскими мусульманами из оседлых районов). Неслучайно видимо и то, что историк Герцберг пишет: …«Харесмийский князь Джелаледдин-Манкберей в течение третьего десятилетия этого века во главе харесмийских и турецких отрядов с истинно геройским мужеством отражал монголов Чингисхана и армянских сельджуков» (см., История Византии. С. 426). Там же на с. 419, Герцберг говорит о христианском происхождении Султана Азатина Иконийского: «Султан – Азатин Иконийский происходил от христианских родителей и был крещен. (Притворно принял ислам)».
Интересно, что процент пришлых тюрок в анатолийском населении (10%) сравним с соотношением, которое исследователи дают для римского Запада в эпоху германских завоеваний в V в.: завоеватели-варвары составляли около 5% всего населения (см., например: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 33).
а про армянских императоров Византии читай тут `
Арабские историки в 9-10вв. называли Византию "Армянской державой".
В Византийской и Трапезундской империях было более 70 императоров - армян. Из многочисленных полководцев - армян в Византии наиболее известны свыше восьмидесяти .
УСТЯН АРТУР РУСТАМОВИЧ
ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
АРМЯНЕ и ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
(или к вопросу о роли армян в политической истории Византии)
Уже не раз отмечалось, что Византия была многонациональным и разноязычным государством: на ее территории жили греки, армяне, славяне, грузины, потомки древних фракийцев и т. д. Между этими народностями происходила постоянная борьба из-за политического преобладания, с которым было связано господство и этнических интересов. В борьбе перевес оставался на стороне то одной, то другой национальности, представители коей и занимали царский престол. Но частая смена династий, в свою очередь, не могла упрочить и развить в многонациональном византийском населении чувство династии национальной. Пеструю этнографическую смесь населения в Византии связывала и скрепляла религия, в форме Православия, так как почти все подданные византийского василевса были православными. Православие было не только весьма прочным объединяющим началом для византийского населения, но и, можно сказать, господствующей национальностью византийского государства, основной стихией народной жизни в Византии, ее глубочайшим, самым чутким жизненным нервом. Православие во многом способствовало доминированию далеко не греческих элементов, хотя и греческий язык был межнациональным языком общения. Собственно греки занимали только священные земли Эллады и Пелопоннеса (остальная часть в старинных эллинских колониях). Основным же населением империи были славяне (Балканы) и армяне (Малая Азия и частично Балканы). Данное положение связано с тем, что роль греческого элемента к VI веку н.э. резко снижается: к 589 году Эллада и Пелопоннес подвергаются аваро-славянской экспансии. В 746 году туда же из Италии была занесена чума, приведшая в конечном итоге к тому, что «вся страна ославянилась и сделалась варварской». В Греции, обедневшей к тому же вследствие землетрясений и наводнений, истощённой поборами, разгабленной варварами, эллинизм погиб быстро, слово эллин делается синонимом язычника, слово грек становится выражением оскорбительным или презрительным.
В этой сложной ситуации назревал антагонизм между обеими частями империи, Востоком (Армения и Малая Азия) и Западом (Балканы), фемами азиатскими и европейскими, из которых слагалось государство. Важно указать на то, что именно армянское население азиатских фем было в большей степени проникнуто греческим духом, чем славянское население фем европейских. К тому же к армянскому населению азиатских фем по преимуществу применяют пышное название ромеев, с которым греки никогда не хотели расстаться, славянское же население европейских фем обозначают именем македонян.При этом переселенческая политика привела к тому, что и на Балканах преобладающей национальной силой оказались армяне. Во всяком случае, им удалось возглавить политическое руководство славянами, например, македонскому армянину Василию I, основавшему Македонскую (Армянскую) династию, основателю Западно-Болгарского государства армянину Самуилу и т.д. Таким образом, можем отметить, что армянская нация, населявшая территорию от Дуная (Европы) до Евфрата (Азии), выступила тем биологическим субстратом, который цементировал и объединял империю в единый эффективно функционирующий организм.
Поэтому, несмотря на то, что в империи Восток спорил с Западом, Азия и Европа стремились к первенству, единство империи не нарушалось, во всяком случае, до тех пор, пока на протяжении всей этой территории сохранялось идейно-политическое единство важнейшего евразийского этнополитического фактора – армянской нации.
В свою очередь подобное положение не могло не сформировать в рамках Византийской империи и православия прозападную ориентацию армян (сторонники иконопочитания) и провосточную (сторонники иконоборчества).
Поляризация этих двух полюсов привела к идейно-мировоззренческому и культурному расщеплению армянской нации, которое выразилось в последующей поддержке новообразованных центров силы притяжения западно-христианской и исламской. Западные армяне ставку сделали на крестоносцев, а восточные на ислам, что в свою очередь породило дальнейшее обособление и вражду между армянами. В первом случае усилился процесс грекизации (Греция и Македония) и славянизации (Болгария и Македония) империи, а во втором случае усилился процесс исламизации всей Малой Азии и Армении·.
Так разложилась Византийская империя и образовалась Османская.
Начало же политической истории «Армянской Византии» условно можно определить с момента усиления «армянской партии» при Константине I Великом и успешное лоббирование ими идеи переноса столицы из Рима в Византий. Для подобного лоббирования были веские аргументы: принятие армянами и Арменией первыми христианства, и, таким образом, перенесение центра духовно-политической жизни на Восток. И понятно почему: к началу IV века Малая Азия превращается в главный центр христианской церкви. Неудивительно, поэтому, что Константин, побывав там, пришёл к ряду политических соображений, которые привели к решительным заключениям: он мог опереться на твёрдые и сильные церковь и епископат. Причём у него другого выхода не было, так как, ясно осознавая мировую силу христианства, он не мог не считаться с реалиями: победа христианства во всей Малой Азии была уже решена и без него. Поэтому необходим был только проницательный и сильный политик, который смог бы опираясь на христианское население, а к тому моменту в Малой Азии оно сплошь было армянским, утвердил бы политическую победу христианства в масштабе всей римской империи·.
Дело, начатое Константином, стали продолжать последующие императоры: христианство укоренялось и распространялось. По мере усиления позиций христианства в восточной римской империи начинается процесс формирования собственно Византии. Усиление которой, совпадало с увеличением удельного веса армян во властных структурах империи: от Диоклетиана и Константина вплоть до Юстиниана I Великого, когда армяне окончательно «взяли власть в свои руки». «Армянская партия» окончательно захватила власть вплоть до самого конца империи. С этого момента начинается «внутрипартийная и межфракционная борьба» за власть в империи, зачастую сопровождавшаяся презрительно-высокомерным и пренебрежительным отношением к национальным интересам армян и Армении, потому что: а) она защищала в первую очередь интересы Византии, а они не всегда совпадали с интересами Армении; б) она представляла мировую (космополитическую) духовно-мировоззренческую и политическую культуру отличную от регионально-маргинальной национальной культуры Армении местническо-местечкового характера.
При этом если политическая история Византии достаточно известна···, то менее известной остаётся участие в ней армянского элемента, выражающееся в приходе к власти в империи лиц армянского происхождения или связанных с ними родственными узами.
Начало, как выше отмечалось, было положено Юстинианом I Великим. В данном случае необходимо отметить, что прямая информация о его армянском происхождении практически отсутствует, но существуют косвенные данные, например, то, что его отцом был некий Смбат в греческой форме Симватий или Савватий. К тому же окружение Юстиниана состояло из армян: величайший византийский полководец, дипломат, правитель Италии Нарсес и военноначальник Велизарий. Отцом его супруги Феодоры был армянин Акакий. Финансовую политику проводил армянин из каппадокийской Кесарии Иоанн Каппадокиец. Придворным магистром армии и главнокомандующим восточной армией был армянин Ситта. На его посту сменил другой армянин – Дорофей. В первый год своего правления он назначил комитом Востока знатного армянина Патрикия. Убийцей Ситты был другой армянин Артабан, перешедший со своим братом Иоанном на службу империи. После смерти супруги, Юстиниан впал в депрессию и не занимался Италией, в результате, в военной среде назрел заговор на его жизнь, инициатором был знатный армянин Аршак, родственник Артабана, убийца Гонтарида. В войне с готами вызов готского война принял армянин Анзала, дорифор Нарзеса. Отличившийся в бою с франками Бутилина отряд возглавлял армянин Харанг(ис). Известны также полководцы-армяне Бесса, Мунд, Буза. После разгрома армии Юстиниана в Армении на пост главнокомандующего был назначен помощник Тиверия каппадокийский армянин Маврикий. Его зятем был армянин Филиппик. В 582 году Маврикий назначает главнокомандующим армянина Иоанна Мистакона (усатый).
Установление династической преемственности власти удалось добиться только к 610 году, когда к власти приходит земляк Маврикия армянин Ираклий. Общий список армяно-византийских императоров таков.
1. Армяно-византийские императоры
1.Юстиниан I Великий (527-565)
2.Маврикий (582-602)
3.Фока (602-610)
4.Ираклий (610-641)
5.Константин III и Ираклеон (Ираклий II) (641) сыновья Ираклия
6.Констант II (641-668) сын Константина III
7.Мизизий (Мжеж) (668)
8.Константин IV Погонат (668-685) сын Константа II
9.Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711) сын Константина IV Погоната
10. Леонтий (695-698)
11. Тиверий III (Апсимар) (698-705)
12. Филиппик (Вардан) (711-713) (см. Лэнг Д. Армяне. М., 2004. С. 224; Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Киев, 1991. С. 454)
Грегуар (H. Gregoire) называет весь период с 582 до 713 гг. первой армянской эрой в византийской истории.
Второй и самой продолжительной армянской эрой можно назвать весь период с 717 до 1204 гг. (Об Аморийском роде см. работы Г. Гельцера и Ф.И. Успенского).
13. Лев III Исавр (717-741)
14. Артавазд (741-743) зять Льва III Исавра, восстановил иконопочитание
15. Константин V Копроним (743-775) сын Льва III Исавра
16. Лев IV Хазар (775-780) сын Константина V Копронима
17. Константин VI (780-797) сын Льва IV Хазара
18. Никифор I (802-811)
19. Ставракий (811) сын Никифора I
20. Михаил I Рангаб (811-813)
21. Лев V Армянин(Лево́н Арцруни́ 813-820)
Лев V Армянин (Лево́н Арцруни́) — император Византийской империи (11 июля 813—25 декабря 820), прозванный Лев Армянин, происходящий из знатного армянского рода Арцруни, отразил нападение болгар на Константинополь, иконоборец.
22. Михаил II Стамлер (820-829) сын Георгия
23. Феофил (829-842) сын Михаила II Стамлера, зять Мушег Алекс
24. Михаил III Трункенболд (842-867) сын Феофила и императрицы-армянки Феодоры II (842-856) (см. Лэнг Д. Армяне. М, 2004. С. 226) из княжеского рода Мамиконян, окончательно восстановившей иконопочитание
25. Василий I Македонянин (867-886) основатель Македонской династии
26. Лев VI Философ (886-912) мл. сын Василия I
27. Александр I (912-913) брат Льва VI
28. Константин VII Багрянородный (913-959)
29. Роман I Лакапин (920-944) узурпатор, соправитель с Константином VII
30. Роман II (959-963) сын Константина VII
31. Никифор II Фока (963-969)
32. Иоанн I Цимисхий (Оганес Чемешгик) (969-976)
33. Василий II Болгаробойца (976-1025) сын Романа II
34. Константин VIII (1025-1028) брат Василия II
35. Роман III Аргир (1028-1034) 1-й муж Зои
36. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) 2-ой муж Зои
37. Михаил V Калафат (1041-1042)
38. Зоя (1042) дочь Константина VIII
39. Константин IX Мономах (1042-1055) 3-ий муж Зои
40. Феодора (III) (1042 и 1055-1056) дочь Константина VIII
41. Михаил VI Стратег-Стратиотик (1056-1057)
42. Исаак I Комнин (1057-1059) дядя Алексея I Комнина
Следующие императоры Византии из рода Дук. Как считет американский византинист Д. Полемис, они армянского происхождения и имя Дук является переводом армянского «спарапет». Армянское происхождение рода Дук подтверждает и другой византинист – П. Каранис.
43. Константин X Дук (1059-1067)
44. Роман IV Диоген (1067-1071)
45. Михаил VII Дук (1071-1078) сын Константина X
46. Никифор III Вотаниат (1078-1081) из армянского рода Фок, его армянское происхождение подтверждает З.В. Удальцова.
47. Алексей I Комнин (1081-1118) племянник Исаака I Комнина
48. Иоанн II Комнин (1118-1143) мл. сын Алексея I Комнина
49. Мануил I Комнин (1143-1180) мл. 4-й сын Иоанна II Комнина
50. Алексей II Комнин (1180-1183) сын Мануила I Комнина
51. Андроник I Комнин (1183-1185) двоюродный брат Мануила I Комнина
Следующая по списку династия Ангелов ведет свое происхождение из Софены (Цопка) – исторической области Армении, которая по договору 387 г. отошла к Византии и которая делилась на 5 нахарарств, крупнейшим из которых было владение дома Ангелов. Этимологически фамильное имя рода Ангел происходит от армянского села в Софене (Цопке) – Англ. К тому же Ангел с армянского означает «лишенный красоты».
52. Исаак II Ангел (1185-1195)
53. Алексей III (1195-1203) родной брат Исаака II Ангела
54. Алексей IV (1203-1204) сын Исаака II Ангела
55. Алексей V Дука Мурзуфл (1204) был избран знатью
Армянского происхождения была и династия Ласкаридов (предположительно с арм. «лаз-кар» - «скалолаз»), основавшая Никейскую империю (1204-1261):
56. Константин X (XI) Ласкарис (1204-1205)
57. Феодор I Ласкарис (1205-1222) зять Алексея III Ангела и брат Константина X (XI)
58. Иоанн III Дука Ватац (1222-1254) из армянского рода Дук-Ватацев, зять Феодора I Ласкариса
59. Феодор II Ласкарис (1254-1258) сын Иоанна III Дука Ватаца
60. Иоанн IV Дука Ватац (1258-1261) сын Феодора II Ласкариса
Трапезундской империей с 1204 по 1461 гг. управляла младшая ветвь армяно-византийских Комнинов, связанная с армяно-грузинской династией Багратидов(Армянскими корнями- Багратуни(Բագրատունիներ)).
1330
Софийский собор в Трапезунде — главный храм империи.
Остаётся не изученным происхождение династии Палеолог (1261-1453). Но известно, что в эту эпоху женой Михаила IX Палеолога (1295-1320) была армянка Мария (сестра Хетума II Киликийского). Армянского происхождения был соправитель Иоанна V Палеолога (1341-1391) Иоанн VI Кантакузин (1341/7-1354), который выдал замуж за Иоанна V свою дочь, затем отрёкся и ушёл в монастырь. Как отмечает Каждан А.П. (Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М.: Наука, 1974. С. 171, 186, 206-211) Палеологи («торговец старьём» или «имеющий давних предков») (как и Кантакузины) относятся к Комниновскому клану известному с XI-XII вв., а, следовательно, к «армянскому», так как Каждан А.П. отмечает их склонность к бракам в рамках своей среды как национальной, так и сословной (Там же, с. 206-211) (военное сословие в Византии являлось синонимом «армянина»). Так Палеологи, по Каждану А.П., выходцы из Малой Азии (Великая Фригия) (Там же, с. 200) были в родстве со следующими малоазийскими армяно-византийскими родами (семьями): Комнин, Катакалон, Ангел, Дук, Куртикий (Там же, с. 206-211).
Иоанн VI Кантакузин
Среди византийских полководцев свыше восьмидесяти были армянами и среди них:
Ситтас
Буз
Бэлисариос
Нерсес
Смбат Багратуни
Атат Хорхоруни
Вардан Пилик
Васак Патрик
Мушег-Алекс
Аршавир Патрик
Овган Куркуас
Млаг (Мелиос) "Великий" (вошел в византийский эпос) "Диагонис-Акритас"
Вард Склерос
Вард Покас
Магистрос Багратуни
Григор Таронаци
Никэпор Црвиз
Левон-Торник Багратуни и другие.
патриархами византийской церкви в разные годы были армянские церковники:
Мелитос (360 г.)
Апгтикос (406-427 гг.)
Исаак (625-643 гг.)
Ованес Карахан (837-843 гг.)
Степанос (888 г.)
Теопилинтос (931-1057 гг.)
Баграт (Панкратиос) (IX в.).
2. Аристократические Дома (Семьи) (VI-XIII вв.)
Процесс образования «квазифеодальных семей» или квазиаристократических семей земельных собственников, которые осуществляли квазифеодальный контроль над фемными войсками, начинается с VI-VII вв. и достигает своего пика в IX-X вв. в Малой Азии (Анатолии). При этом, как отмечает К. Туманов, эти «квазифеодальные семьи» имели преимущественно армянское происхождение. На императорском престоле Византии побывали представители сдедующих родов, основатели которых имели армянское происхождение: Маврикии, Ираклиты, Исавры, Аморийцы, Македоняне, Лакапины (Роман I), Фоки (Никифор II), Куркуасы (Иоанн Цимисхий), Аргиры (Роман III), Дуки, Мономахи, Комнины и Ангелы. Наиболее влиятельными аристократическими родами, армянского происхождения, были также Аароны (см ниже), Апокапы, Арменопулы, Аспиеты, Бехты, Василаки, Вихкаци, Владиславичи (см. ниже), Воилы, Вурцы, Габеры (Гавры), Даватины, Далассины, Касианы (Касьяны), Коковасилии, Куртикии, Лапарда, Малеины, Мосиле, Пакурианы, Склиры, Тарониты, Торники и многие другие, как правило, происходившие по большей части из армяно-населенной Малой Азии (см. ниже наиболее полный список).В своих руках армяне сосредоточивают по преимуществу должности военных командиров и стратигов фем. Доместик схол (главнокомандующий византийской армии) и стратиги важнейших фем с конца IX в., как правило, назначались из представителей армянских родов; роль армян в армии особенно отчетливо обрисовывается, если проследить судьбу рода Фок. Никифор Фока Старший был крупнейшим полководцем при Василии I и в начале правления Льва VI; его сын Лев Фока – главнокомандующим в конце правления Льва VI; в середине Х в. Варда Фока и его сыновья играли руководящую роль в византийской армии, покуда, наконец, один из сыновей Варды – Никифор Фока – не сделался императором.
Византийское войско разделялось на две основные части, которые во многом состояли из армян: константинопольские военные отряды и расположенные в провинции так называемые фемы. Константинопольская гвардия состояла из четырех кавалерийских тагм и двух пехотных подразделений; кроме того, были особые гвардейские части, (носившие названия «бессмертных» и некоторые другие), которые сопровождали императора во время похода и в лагере располагались в непосредственной близости от императорской палатки. Командиры кавалерийских тагм имели обычно титул патрикия и принадлежали к высшей знати империи.
Фемой называли боевое подразделение, составленное из стратиотов территориальной фемы, которое возглавлял стратиг. Наиболее значительные отряды выставляли армяно-населенные фемы Анатолик и Армениак. Фема обычно разделялась на две турмы, которые, в свою очередь, распадались на 3-7 более мелких подразделений. Войска отдельных фем насчитывали в Х в. от 700 до 2000 человек. Доместик схол был первоначально командиром одной из константинопольских тагм, но с середины IX в. он постепенно превращается в главнокомандующего, которому подчинялись стратиги фем. Этот пост занимали представители высшей византийской провинциальной аристократии (как правило из армян), в Х в. преимущественно Фоки и Дуки. В середине Х в. права доместика схол были несколько ограничены: в его подчинении остались лишь восточные фемы, тогда как над фемами Запада был поставлен особый командир – доместик Запада; эта должность также оставалась в руках армян: доместиками Запада были Фоки, Склиры и представители некоторых других виднейших феодальных фамилий. В XI в. положение изменилось: с победой столичной знати пост доместиков стали занимать константинопольские вельможи. Однако уже во второй половине этого столетия обе должности доместиков оказались в руках другого армянского феодального рода Комнинов – будущих императоров.
В Византийской империи существовали значительные по тем временам морские силы, и византийцы гордились своим «владычеством на море». Корабли византийского военного флота были различных типов. Основной тип линейных кораблей представляли дромоны, экипаж которых насчитывал около 300 человек, большая часть которых была гребцами; значительно меньшими были хеландии, на борту которых находилось 100-150 человек. Византийские корабли были вооружены так называемым греческим огнем, представлявшим собой смесь селитры и нефти, которую византийские моряки направляли из специальных труб на корабли врага.
В Х в. византийский флот был одним из наиболее могущественных на Средиземном море: император Никифор Фока говорил германскому послу, что с помощью флота может уничтожить любой прибрежный город.
Византийский военный флот разделялся на две части: императорские корабли находились под командованием друнгария флота, фемные эскадры подчинялись стратигам фем. В середине Х в. в одной из больших экспедиций против арабов участвовало 150 кораблей императорского флота и 76 кораблей из фемных эскадр. В отличие от доместиков схол, в большинстве своем происходивших из провинциальной знати, многие друнгарии флота начинали свою карьеру с самых низших ступеней служебной лестницы. Провинциальное управление находилось в руках стратигов, которые были окружены множеством военных и гражданских чинов; стремясь ограничить власть стратигов, константинопольское правительство ставило некоторых фемных чиновников вне контроля стратига. В IX-Х вв. постепенно права стратигов возрастают, хотя обычно они не были закреплены законодательно и, более того, даже противоречили законам. Понемногу начала формироваться в это время наследственность должности стратига: этот пост очень часто переходил от отца к сыну, от брата к брату. Вопреки закону, запрещавшему стратигу приобретать земельные владения в своей феме, стратиги Х в. нередко сами были землевладельцами в этой же провинции. Например, армяно-каппадокийские феодалы Малеины в течение долгого времени держали в своих руках пост стратига Каппадокии.
3. Полководцы
Из многочисленных полководцев-армян в Византии наиболее известны свыше ста двадцати35: Арбазакий (403 г.); Анатолий – магистр армии Анатолия (438 г.); Ираклий (467 г.); Амазасп (510 г.), Акакиос (520 г.), Патрикий – комит Востока (527 г.); Ситтас (528 г.); Нарзес, Аратий и Исаак (528 г.); Мунд – магистр армии Восток (531 г.); Дорофей (531 г.); Соломон (531 г.); Буз (538 г.), Валериан – магистр армии в Армении (543 г.); Мартин – командующий армией Восток (544 г.); Белисариос (545 г.), Адолиос (547 г.), Нерсег Басенци (549 г.), Харанг (544 г.); Бесс – командующий армией в Армении (550 г.); Нерсес - «завоеватель Рима и Германии» (555 г.), Анзалас (556 г.), Вараз (557 г.), Нерсес, Грагат и Саак Камсараканы - «покорители Египта и Африки» (560 г.), Артаваз (565 г.), Глак или Гилакиос – во главе армянской конницы одерживал победу за победой в Италии и Германии (567 г), Фазас (569 г.), Ованнес Аршакуни - «победитель Персии» (570 г), Артаван Аршакуни – главнокомандующий Персидской, Африканской и Сицилийской армий Византии (575 г.), Ованнес Аршакуни (575 г.), Григор Аршакуни (575 г.), Арташир (576 г.), Аршак Аршакуни (577 г.), Товма – «Покоритель Лазистана» (579 г.), Ованнес Гузэс, сын Товмы (Оган Кош) — «Покоритель Абхазии» (579 г.), Вардан Мамиконян (580 г.), Морик Ошаканци он же император Маврикий (582 г.), Нерсес (583 г.), Иоанн Мистакон (583), Филиппик (584 г.); Ованнес Патрик — главнокомандующий военными силами «византийской» Армении (585 г.), Смбат Мамиконян (585 г.), Смбат Багратуни — покоритель Ливии (585 г.), Атат Хорхоруни (590 г.), Петр, брат императора Маврикия – главнокомандующий Фракийской армией (595 г.), Фока – будущий император с 602 по 610 г.; Ираклий – экзарх Африки (609 г.), отец будущего императора Ираклия; Ираклий – будущий император с 610 по 641 г.; Никита – экзарх Африки (с 618 г.); Мжеж (Мезезий) Гнуни (627 г.); Ваан (636 г.), Георгий (635 г.); Давид (635 г.); Сумбат (635 г.); Феодор Трифирий (635 г.); Феодосий, брат императора Ираклия – командующий армией (635 г.); Валентин Аршакуни (640 г.), Феодор Рштуни (640 г.); Мануил Аршакуни (645 г.); Сумбат, зять Мануила Аршакуни, стратиг фракийских войск (645 г.); Григорий – правитель Африки (645 г.); Леонтий – будущий император с 695 по 698 г.; Тиберий Апсимар – флотоводец, будущий император с 698 по 705 г.; Вардан Пилипик или Пилик – в 711-713 гг. – император; Лев, стратиг Анатолика – будущий император с 717 по 741 г.; Артавазд – в 742 г. император; Варазтироц, Григор, Тачат, Мушег – начальники византийской имперской гвардии (745-792 гг.), Алексей Мусулем (791 г.) – стратиг Армениака, Артамир (795 г.), Вардан – командующий Восточной армией Византии, в 802 г. провозгласил себя императором; Фома Славянин (803 г.) – поднял восстание охватившее всю Малую Азию (о его армянском происхождении пишет византийский историк Генесий); Левон Арцруни – командующий Восточной армией Византии, в 813 г. – император; Аршавир патрик (807 г.), Никифор Геник – будущий император с 802-811 г. и его сын Ставракий – будущий император (811 г.); Михаил Травл, гвардейский командир, затем стратиг Аморийской фемы, император с 820 по 829г.; Феофил, сын Михаила Травла, император с 829 по 842 г. – поэт и полководец; Манвел Мамиконян - «Византийский Ахиллес» (830 г.), Мушег-Алекс – зять императора Феофила (829-842 гг.) и наследник престола, назван кесарем, но ушел в монастырь после смерти жены; Барсег (Василий I) Аршакуни — величайший полководец, с 867 г. – император; Ованнес Куркуас (870 г.), Назар – флотоводец (882 г.), Андраник Дука (906 г.) – герой битвы при Мараше, в 907 г. принимает ислам; Млех-Мленц – основатель новой фемы Ликанд (910 г.); Ваштакян Романос Лекабенос – адмирал, с 919 по 944 г. соправитель Константина VII Багрянородного; Говган Куркуас (сын Ованнеса), назван «величайшим полководцем десятого века», в 941 г. на берегу Черного моря разгромил армию великого князя Игоря; «завоеватель тысячи городов»; Теопилас Куркуас, брат Говгана, всю жизнь пpoвeдший в седле (945 г.); Млег (Мелиос) – за военные подвиги вошел в византийский эпос «Диогенис Акритас»; назван «Великим» (947 г.); Романос Куркуас – сын Говгана (950 г.); Василий Эксамелит (956 г.); Мариан Аргир (956 г.); Никепор Фокас, величайший полководец, стал императором в 963 г.; Ованнес Куркуас, по прозвищу Чимишк (Цимисхий), внук Теопилоса Куркуаса, в 971 г. под Переяславлем разбил войска великого князя Святослава, а под Доростолом принудил их сдаться (в 969 г. стал императором); Млаг (973 г.); Барсег (Василий II) Болгаробойца – считался величайшим полководцем, с 976 г. император; Вард Покас – главнокомандующий Азиатской армией, в 987 г. провозглашен императором Византии, в 989 г. перед поединком с Василием II был отравлен; Вард Склерос патрик – командующий Византийской армией, провозгласил себя императором в 976 г.; Романос Таронци (980 г.); Микаел Бургес - «Победитель Антиохии» (980 г.); Торник Багратуни (980 г.); Чордуанал Магистрос Багратуни (985 г.); Григор Магистрос Таронаци - «Победитель Болгарии» (996 г.); Ашот, стал зятем царя Болгарии армянина Самвела (правил с 980 по 1014 г.); Константин Диоген (1019 г.); Никипор Торвиз, был провозглашен восставшими императором, пал от руки наследника Васпураканского царства Давида Арцруни в 1022 г.; Феофилакт и Роман Даласины (1025 г.); Георгий Маниак (1030 г.), катепан Италии; Стефан Лихуд (1045 г.); Левон Торник (Багратуни), провозглашен восставшими императором Византии (1047 г.); Катакалон Комнин (1050 г.); Григор Бакурян (1050 г.); Аарон (1050 г.); Исаак Комнин, будущий император с 1057 по 1059 г.; Баграт Комнин (1055 г); Баграт Вхкаци – магистр, катепан Востока (1060 г.); Василий Апокап (1065 г.); Роман Диоген, будущий император с 1068 по 1071; Бехт (1070 г.); Христофор (1071 г.); Никифор Василаки (1071 г.); Иосиф Тарханиот (1071 г.); Филарет Вахамий (1075 г.); Васак Пахлавуни (1075 г.); Феодор Гаврас (1080 г.); Никифор Вотаниат, будущий император с 1078 по 1081 г.; Савватий (конец XII в.); Исфре – адмирал (1240 г.); Алексей Апокавк (1340 г.).
1 Соколов А.А. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843-1453 г.). Вселенские судьи в Византии. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. С. 14-15.
2 Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. С. 247; Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т.1. М.: Мысль, 1996. С. 325.
Во многом, поэтому Маврикий проводил переселенческую политику: переселял армян из Армении и Малой Азии на Балканы. Он, как и многие другие василевсы империи, рассматривал армян частью эллинской цивилизации, её форпостом в Азии. Напротив, славян оценивали как варваров. Для нейтрализации и подавления этого элемента Маврикию необходимы были армяне как важнейший элемент национальной дуальности ромеев. Очевидно, что армяне рассматривались как нация, которая при переселении без проблем пополнит ряды «греков» и подавит аваро-славянский элемент. Подобный подход только подтверждает мысль о ментально-мировоззренческом и духовно-цивилизационном единстве греков и армян. Так же немаловажно указать на единство этнопсихологических особенностей и выработанный общий греко-армянский художественный и церковный стиль, например изображение креста.
(http://st-elizabet.narod.ru/foto2005.htm)
.
3 Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2-х кн. Кн. I. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. С.138.
4 Там же.
· Более 90 % населения Малой Азии были христианами до их завоевания арабами. Современное же мусульманское население «армянских» городов Турции Ван, Битлис, Эрзурум и Харпут, состоит главным образом из потомков армян-отступников. Последние на протяжении многих веков принимали ислам из соображений конформизма. Именно эти армяне-отступники образовывали очаги фанатизма и занимались истреблением христиан. К тому же 80% курдов – это также потомки армян-отступников. Среди народов армянской расы преобладает ислам (Рафаэль де Ногалес. Четыре года под полумесяцем. М.: Русский Вестник, 2006. С. 273-274). Более 20 курдских племён курманджи имеют армянское происхождение и имели армянскую письменность (Alexice Schneider. Талыши и курды (http://www.randevu-zip.narod.ru/caucase/nord_west_iran.htm С. 3)).
5 Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. С. 97.
6 Там же.
7 Там же, 96-97.
8 Там же, с. 97.
·· Именно ему принадлежит идея привнесения от армян будущего символа христианской церкви – креста. Равносторонний крест господствовал в Армении – родине нового реформированного христианства. Эта армянская вера выступила в качестве новой политической идеологии, так как в Армении она уже с 301 года была объявлена государственной, и объявлено о создании Армянской Церкви. При этом армяне-«иудеи» создали новые обряды и символы новой веры, взяли на себя роль покровителя и духовного наставника, открыли Византии и византийской Церкви дорогу к духовно-политическому могуществу.
Порывая с иудейской традицией, армяне-«иудеи» создали свою армянскую веру, названную в последствии «греками» христианством. Оно сочетало в себе древнейшие армянские верования эпохи Царства Аратта и иудаизм. С Армянского Востока началась христианизация эллинского мира.
Реформатором «иудаизма» стал Григорий Просветитель, которому как первому христианину, в современном понимании данного понятия, явилось на небе Знамение Божие в образе креста. Напомним, что Небо и Крест символы древнейшего армянского государственного образования – Араттского Царства. Как Месроп Маштоц реформировал армянскую письменность, так и армянские Аршакиды в лице Григория реформировали иудаизм, проникавший из Палестины и Сирии в Южную Армению. Реформация привела к «институционализации» иудейско-христианских общин Малой Азии и Армении в лице образованной Григорием Армянской Церкви. Возглавив церковь, он объявил о соединении митры и короны – духовной и светской власти. После образования иудейско-христианской Армянской Церкви Григорий на колеснице, украшенной золотом и драгоценными камнями, в сопровождении князей и пышного войска прибыл в центр Каппадокии Кесарию, чтобы оповестить Европу о создании очага новой религии. С собой он привёз святыню – золотой крест, украшенный драгоценными камнями, знак Бога Небесного, чтобы познакомить с ним Запад. Это был откровенный вызов языческому Риму, который ставился в известность о создании нового духовно-цивилизационного центра притяжения. Армения без боя стала независимой, на этот раз от Рима. Римский император Диоклетиан, чтобы пресечь распространение «нового Бога» («армянской веры», как её тогда называли) объявил гонение в Империи. Но процесс проникновения и распространения «новой веры» уже было не остановить. Идея нашла сторонников даже в свите императора. На Западе начался бурный процесс брожения умов, готовилась «мировая революция», переворот, который в конечном итоге привёл в большей степени, чем германские племена к разрушению Рима. Григорий привёз в Кесарию «Светлый Образ», который «греки» (кесарийские грекоязычные армяне) превратили в Иисуса Христа («Помазанник», «Мессия», «Спаситель») с которого началась новая вера: западному миру открылся Всевышний. До этого момента о Боге Небесном там не ведали. Именно образ дал идею, которой предстояло перерасти в религию. Это и осмыслил первым будущий глава Армянской церкви Григорий, находясь в ссылке, чем принёс вечную славу Армении – стране, первой вступившей на путь христианства и похитившей Европу у язычников. Но, не желая превращения Армении в альтернативный духовно-политический центр притяжения, Константин в 325 году собирает в городе Никее подвластных ему епископов на съезд, ныне известный как Никейский Собор. Цель – создать свою «греческую» Церковь. «Греческие» мотивы политики Константина понятны – перехватить инициативу у армян и создать свою Церковь, альтернативную Армянской Церкви. При этом следует помнить о негреческом (иллирийском) происхождении императора и о том, что в борьбе за власть он делал ставку на эллинов. Подобные мотивы в политической истории известны.
Начиная с Халкидонского собора, особенно усиливается отрицание роли армян в открытии христианского мира. Греко-латинский мир начал целенаправленную дискредитацию армяно-сирийского мира, давшего миру христианство. Далеко не случайно, что вскоре после Халкидонского собора (451 г.) окончательно утверждается раздел Армении, не только физический, но и духовный.
Не менее важно понять и то, почему «христианскую революцию» в Армении возглавили Аршакиды. Помимо политических и экономических аспектов «революции» были и духовно-генеологические: род Аршакидов вёл своё происхождение по прямой линии от Авраама (21-го патриарха, начиная с Адама), на том основании, что Авраам после смерти Сарры, взял себе в жёны Хеттуру и её детей отправил на восток, где они сделались родоначальниками парфянского народа. Аршак утвердился в Бахле (Балх – армянская форма имени Бактры), древней столицы Бактрийского царства), - отсюда название его потомков: Пахлавуни (Абаза В. А. История Армении. (Репринт. воспроизв. изд. 1888 г.). Ереван: Гркери ашхар, 1990. С. 34). А так как Авраам был выходцем из древнейшей Армении и носителем/хранителем духовных её ценностей, то и не удивительно, что именно его далёкие потомки сохраняли эти ценности, трансформируя их в соответствии со временем эпохи. Следовательно, только они могли синтезно трансформировать духовные ценности Аратты – сначало в виде иудаизма, а затем христианства. Таким образом, духовная идея была сохранена, а проявлялась она в виде различных этнодуховных сублимационных формах.
Именно из южной Армении (Эдессы), где правила местная аршакидская династия Абгаров, пошёл нерукотворный образ Христа (Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.1. СПб.: Алетейя, 1996. С. 351).
Немаловажно и то, что супруга первого в мире армяно-сирийского царя-христианина Абгара – царица Гегинэ отправившись после его смерти в Иерусалим, основала в I в. н.э. обитель на месте дома Анны (бывшего первосвященника Иудеи, к которому привели на первый допрос плененного Христа). В это время в Иерусалиме и в его окрестностях был большой голод, вследствие чего мудрая и благочестивая царица все свое богатство потратила на закупку еды в Египте, на Кипре и в других местах и смогла накормить всех, кто только к ней обращался, включая и евреев и язычников. И на седьмом году пребывания в Иерусалиме она скончалась там и была похоронена перед воротами Иерусалима 9 сентября. Годы, проведенные царицей Гегинэ в Иерусалиме, были поистине святыми в жизни этой необыкновенной женщины. Как свидетельствует древняя сирийская рукопись, именно в эти годы, и середине I в. н. э., царица Гегинэ воздвигла в Святой Земле первые христианские церкви и часовни: «Вначале была построена большая каменная часовня в форме пирамиды на могиле Христа, затем небольшая – на Елеонской горе, на том месте, где находятся следы от Его ступней. Потом обнесла каменной оградой святые Ясли Иисуса в Вифлееме. Далее повелела соорудить арку над могилой апостола Иакова, сына Заведеева». Так возникли в Святой Земле первые христианские обители, и среди них – монастыри Свв. Иаковов и Свв. архангелов. За две тысячи лет они неоднократно перестраивались и обновлялись; не забывали о них армянские цари и князья (Baratov B. Jerusalem. Pilgrimage to the holy land. Jerusalem, 2000. P. 166-167).
··· См.: выше указанные работы автора и труды отечественных и зарубежных византинистов.
9 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Единство империи и разделение христиан. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане (http://ksana-k.narod.ru/Book/mejendorf/01/main.htm); Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М.: Центрполиграф, 2004. С. 206; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 61.
10 Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.2. СПб.: Алетейя, 1996. С. 56.
11 Там же, с. 65, 91.
12 Там же, с. 58.
13 Там же, с. 135, 140.
14 Там же, с. 146.
15 Там же, с. 152.
16 Там же, с. 157; Черетаев А.А. Византия. Юстиниановская эпоха. М.: Аврелия, 2004. С. 315.
17 Там же, с. 315, 338; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 86; Протоиерей Иоанн Мейендорф. Единство империи и разделение христиан. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане (http://ksana-k.narod.ru/Book/mejendorf/01/main.htm); Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М.: Центрполиграф, 2004. С. 206.
18 Там же, с. 344, 358.
19 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Единство империи и разделение христиан. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане (http://ksana-k.narod.ru/Book/mejendorf/01/main.htm); Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 96; Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. С. 266; Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.3. СПб.: Алетейя, 1996. С. 19; Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Иностранная литература, 1947. С. 141; Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998. С. 169; На перекрёстке цивилизаций: Лемерль П. История Византии. М.: Весь Мир, 2006. С. 59.
20 Gregoire H. An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. – Armenian Quarterly, vol. I. 1946, P.8.
21 Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. Т.1. С. 766, 772.Вообще, следует сказать, что в это время (эпоха Аморийской династии)первые роли принадлежали лицам армянского происхождения, считавшим для себя обязательным изменить церковную политику и восстановить православие (См.: Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. Т.1. С. 766).
22 Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. С. 400; Левченко М.В. История Византии. М.-Л.: ОГИЗ, 1940. С. 137; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 161. Также армянином был при нём и Стилиан Зауча, которого за тёмный цвет лица император называл эфиопом (Византийская цивилизация в освещении российских учёных 1894-1927. М.: Ладомир, 1999. С. 50; Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. Т.2. С. 13; На перекрёстке цивилизаций: Лемерль П. История Византии. М.: Весь Мир, 2006. С. 69; Виппер Р.Ю. История средних веков. Киев: AirLand, 1996. С. 180).
23 Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Иностранная литература, 1947. С. 141; Оболенский Д.Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М.: Янус-К, 1998. С. 125; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 175; Левченко М.В. История Византии. М.-Л.: ОГИЗ, 1940. С. 144; На перекрёстке цивилизаций: Лемерль П. История Византии. М.: Весь Мир, 2006. С. 70; Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М.: Центрполиграф, 2004. С. 227.
24 Левченко М.В. История Византии. М.-Л.: ОГИЗ, 1940. С. 144.
25 Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Иностранная литература, 1947. С. 141; Левченко М.В. История Византии. М.-Л.: ОГИЗ, 1940. С. 144; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996. С. 190; На перекрёстке цивилизаций: Лемерль П. История Византии. М.: Весь Мир, 2006. С. 70; Виппер Р.Ю. История средних веков. Киев: AirLand, 1996. С. 191; Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998. С. 401; Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. М.: Центрполиграф, 2004. С. 227.
26 Polemis D.I. The Doukai. L., 1968. P. 14, 134 sq.
27 Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963. P. 44.
28 Роман Диоген будучи армянином представлял военное сословие состоявшее исключительно из армян и помогавшее ему: Филарет, Качатур, Абукаб, Алиат. Диоген благовалил к ним и возвышал их; в трудных обстоятельствах они доказывали ему свою признательность не только словом, но и делом, особенно Филарет и Качатур (Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2-х кн. Кн. I. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. С. 226).
29 Удальцова З.В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. С. 174.
30 Армяне при Комнинах играли значительную роль в военной и гражданской администрации (Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи// ВВ. – 56(81). – 1995. – С. 135; Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М.: Наука, 1974). Комнины происходят от древнего армянского нахарарского рода Камсараканов (Toumanoff C).
31 Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический мир. М.: Центрполиграф, 1998. Т.2. С. 143.
32 Каждан А.П. Армяно-византийские заметки. – ИФЖ, 1971, №4. С. 102-104; Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. С. 146.
33 Toumanoff C. Caucasia and Byzantium. – «Traditio», 27, 1971, p. 140-144.
34 См.: Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М.: Наука, 1974; Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. – М.: Наука, 1994; Морозов М.А. Военные реформы Никифора II Фоки// Никифор II Фока. Стратегика. СПб.: Алетейя, 2005. С. 168-171; Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи// ВВ. – 56(81). – 1995; Бартикян Р.М. К византийской просопографии. Монастириоты: Кто они?// Антидорон. СПб.: Алетейя, 2003. С. 45-46; Каждан А.П. Армяно-византийские заметки. – ИФЖ, 1971, №4; Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975.
* История Армении //Под редакцией Э.Л. Даниеляна. Ереван: Анкюнакар, 1999. С. 10.
35 См.: Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М.: Наука, 1974; Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. – М.: Наука, 1994; Морозов М.А. Военные реформы Никифора II Фоки// Никифор II Фока. Стратегика. СПб.: Алетейя, 2005. С. 168-171; Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи// ВВ. – 56(81). – 1995; Бартикян Р.М. К византийской просопографии. Монастириоты: Кто они?// Антидорон. СПб.: Алетейя, 2003. С. 45-46; Каждан А.П. Армяно-византийские заметки. – ИФЖ, 1971, №4; Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Левченко М.В. История Византии. М.-Л.: ОГИЗ, 1940; Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1996; Византийская цивилизация в освещении российских учёных 1894-1927 и 1947-1991. М.: Ладомир, 1999; Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Иностранная литература, 1947; Скабаланович Н.А. Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2-х кн. Кн. I. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. С. 226; Успенский Ф.И. История Византийской империи. – М.: Мысль, 1996; Протоиерей Иоанн Мейендорф. Единство империи и разделение христиан. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане (http://ksana-k.narod.ru/Book/mejendorf/01/main.htm); Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб.: Алетейя, 1998; Кулаковский Ю.А. История Византии. СПб.: Алетейя, 1996; Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М.: Наука, 1998; Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. – СПб.: Алетейя, 1998; Polemis D.I. The Doukai. L., 1968. P. 14, 134 sq.; Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963. P. 44.); Gregoire H. Les Armeniens entre byzance et l’Islam // Byz., 1935; Gregoire H. An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. – Armenian Quarterly, vol. I. 1946; Toumanoff C. Caucasia and Byzantium. – «Traditio», 27, 1971; Charanis P. Observations on the Demography of the Byzantine Empire // Studies on the Demography of the Byzantine Empire. Variorum reprints. L., 1972.
По основани ю Москвы : мать Владимира Мономаха (ххх -1125 гг.) Мариам (Мария) была дочерью императора-армянина Константина IX Мономаха (1042-1054 гг.), от которого Владимир и унаследовал прозвище ;Мономах;. Мариам была замужем за Всеволодом, сыном Ярослава-Мудрого - великого князя Киевской Руси: - сын Владимира Мономаха - великий князь Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.), основатель Москвы (1147 г.) - в русских летописях упоминается как "Гюрги" или "Киурк", т. е. Георгий. В честь него во Владимире была построена церковь Георгия (1158-1164 гг.).
Георгием был назван и внук Юрия Долгорукого, муж царицы Грузии Тамар, - на гербе армянской княжеской фамилии Долгоруких-Аргутинских, так же как на гербе находящейся в родственной связи с ней царской династии Багратуни в Армении, был изображен лев, который был и на гербе Юрия Долгорукого, - икона Святого Георгия в Москве (XII в.) - патрона Юрия Долгорукова изображает самого великого князя.