Аварцы Азербайджана просят президента Дагестана защитить их от "азербайджанизации". Сегодня с открытым письмом к президенту Дагестана Муху Алиеву обратился Исполком Аварского национального совета. Один из его активистов, Магомед Гусейнов, отметил, что в обращении делается упор на положении аварцев, которые проживают в Азербайджане.
По мнению Гусейнова, сегодня речь может идти о физическом и моральном геноциде аварцев. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Гусейнов отметил, что аварцы в Азербайджане с общим количеством около двести тысяч человек компактно обитают на своей исторической родине, в Закатальском, Белоканском и Кахском районах Азербайджана.
Эти земли, по решению Закавказского Бюро ЦК ВКП (б), были переданы в состав Азербайджана в 1922 году. Далее начался процесс насильственной "азербайджанизации аварцев" - в советском Азербайджане в общеобразовательных структурах под запретом находилось изучение аварского языка, на телевидении и радио передачи велись исключительно на азербайджанском языке, регион энергично заселялся азербайджанцами, при переписях населения и выдаче документов аварцев насильно заставляли идентифицироваться азербайджанцами.
Перестройка и карабахская война стали еще одним фактором деаваризации региона, когда сюда хлынули многотысячные толпы-беженцев из Нагорного Карабаха, а на карабахский фронт в основном направлялись плохо обученные военному делу призывники-аварцы. Гусейнов утверждает, что сегодня политическая, экономическая и прочая власть в Закатальском, Белоканском и Кахском районах сконцентрирована только в руках азербайджанцев, главным образом выходцев из Нахичевани. В частности, в Закатальском районе более 95% чиновников являются азербайджанцами, хотя в общей массе населения их доля равна 27%. Любой, кто критиковал и критикует сложившееся положение, рискует собственной жизнью, отмечает собеседник корреспондент "Кавказского узла".
Так, в центре Баку в 1996 году был убит преуспевающий бизнесмен, депутат парламента (Милли Меджлиса) Азербайджана, выходец из Закатальского района Али Анцухский, который претендовал на роль лидера аварского народа. Всего с 1991 по 1996 годы, по информации заместителя лидера аварского национального движения, было убито около 190 аварцев. Немало аварцев оказалось за тюремной решеткой - по оценкам представителей различных международных общественных и правозащитных организаций, их общее количество ныне приближается к 300.
Гусейнов в письме президенту Дагестана приводит и другие примеры дискриминации по национальному признаку и азербайджанизации региона. Он утверждает, что фальсифицируется история - в учебниках пишут, что территория Закатальского, Белоканского и Кахского районов всегда принадлежала азербайджанцам. Кроме этого, по словам Гусейнова, аварские названия населенных пунктов и местностей трансформируются в азербайджанские. В частности селение Хетав-росу (названо в честь аварца Хетава) в 2008 году переименовано в Гатовлар.
В городе Белоканы взорвали постамент под будущий памятник выдающему руководителю горцев – Умахану Аварскому. На его место воздвигли памятник азербайджанцу Нариману Нариманову, который в свое время был инициатором репрессий против аварцев. В 2000 году руководитель Закатальского района, азербайджанец Рафаиль Меджидов издал приказ о сносе памятника третьему имаму Чечни и Дагестана Шамилю. Из-за активного противодействия аварцев постановление не было исполнено, но в 2001 году памятник взорвали. В 2007 году руководство района трижды убирало щит, установленный близ села аварского селения Тангыт с надписью: "Здесь похоронен герой одноименной повести Льва Толстого Хаджи-Мурат".
В последующем подверглась надругательству и сама могила знаменитого наиба-аварца - с могильной плиты содрана овальная фотография Хаджимурада, сейчас на плите имеются многочисленные следы воздействия металлического предмета. Заместитель аварского национального движения также отмечает, что аварцы не могут получить действенную помощь ни в Дагестане, ни в Азербайджане. Весной 2007 года в Азербайджане гостила внушительная делегация из Дагестана, которая после встречи с руководством Азербайджана и Закатальского района заявила, что никаких проблем в сфере межнациональных отношений тут нет.
В Баку имеется постоянное представительство Дагестана в Азербайджане, но его руководителя, этнического азербайджанца Магомеда Курбанова работники того же представительства на страницах дагестанских СМИ неоднократно обвиняли в хищении бюджетных средств, злоупотреблении должностными полномочиями, неисполнении функциональных обязанностей, дагестанофобии и азербайджанофильстве.
В конце своего письма Гусейнов просит президента Дагестана "оказать всевозможное воздействие и давление на руководство Азербайджана, его представителей - глав Белоканского, Закатальского и Кахского районов, которые организовывают уничтожение всего неазербайджанского материального наследия, стирают с лица земли все, что способно напомнить о проживании здесь других этносов и, прежде всего аварского, коренного на территории этих трех районов, народа".
Заместитель аварского национального движения отметил, что письма с подобным содержанием и ранее неоднократно отправлялись в адрес руководства республики самими аварцами из Азербайджана, но власть никак на них не реагировала, хотя у нее, по мнению Гусейнова, есть реальные рычаги воздействия на Баку.
Среди таких рычагов Гусейнов называет многотысячную азербайджанскую диаспору в Дагестане, которая защищена на государственном уровне, так как имеет СМИ на азербайджанском языке, возможность учиться на родном языке и т.д. Кроме этого, река Самур, 96% стока которой образуется на территории Дагестана и которая, в частности снабжает питьевой водой всю столицу Азербайджана, также, по мнению Гусейнова, может играть роль рычага воздействия на власть в Азербайджане.
Профильные чиновники из соответствующих министерств Дагестана на просьбу корреспондента "Кавказского узла" прокомментировать письмо Гусейнова ответили, что сделают это лишь через несколько недель, когда лично ознакомятся с обращением к президенту Дагестана.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", по словам министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Эдуарда Уразаева, разговор на тему положения дагестанцев в Азербайджане состоялся во время визита Муху Алиева в Азербайджан в 2007 году и его переговоров с президентом страны Ильхамом Алиевым.
"Ильхам Алиев тогда заявил, что на тему положения национальных меньшинств периодически делаются попытки спекуляций как со стороны внутренних, так и внешних сил. Президент Азербайджана заверил, что местам компактного проживания дагестанцев уделяется большое внимание", - вспоминает Уразаев.
По словам дагестанского министра, определенные вопросы по этнокультурному развитию этнических дагестанцев есть, однако, та информация, которой располагают власти республики, не дает оснований предпринимать резкие меры со стороны органов государственной власти Дагестана.
Примечание редакции: см. также новости "В Азербайджане русскоязычное население недовольно политикой властей", "В Азербайджане отрицают сведения о распространении сепаратизма на северо-западе страны", "Азербайджанцы в Грузии готовят акции против нарушения своих прав".
Вы не поверите,но потомки сначало чёрных,а затем белых баранов теперь претендуют на Ереван
Изображение изъятое с сайта азерских фальсификаторов
Да да не удивляйтесь именно так: Кара Коюнлу (“Черные бараны”), а затем Ак Коюнлу (“Белые бараны”) называли себя предки современных азербайджанцев,что подтверждает например Гумилёв. Так вот они не только с недавних пор стали называть Ереван основанным азербайджанцами Иериваном ,так ещё и создали вот этот сайт и согласно INTERFAX.RU пока будут позорить себя на русском языке , но в скором времени собираются это делать и на английском и на их родном азербайджанском.Почему позорить? Спросите вы , а потому что именно нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья.Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в ХI-ХIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Однако отделять тюрок Азербайджана и Восточного Закавказья от малоазиатских вряд ли правомерно.Разумеется, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (ХI-ХIII вв.). Массы тюркского населения прибывали в Закавказье и позже, с монголами и Тимуром. В основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский языки.Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья.С Тимуром связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии после смерти Тимура. Страны Закавказья оказались в сфере влияния сначала Кара Коюнлу (“Черные бараны”), а затем Ак Коюнлу (“Белые бараны”). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен.В XIV-XV вв. население Южного Азербайджана было почти полностью тюркизировано. Та же судьба постигла и равнинный Карабах.Для армянской культуры этой поры характерно перемещение ее центра на северо-восток, в области исторической Албании, где существовал (прежде всего в горных районах и в городах) массив армянского населения. Здесь развивались и литература (хотя существовали и иные ее очаги, прежде всего в Киликии) и наука. Крупнейшим представителем последней был Мхитар Гош. Ученый-юрист и писатель, он создал Судебник, который надолго стал эталоном для юриспруденции не только в Армении, но и в ряде других стран.Эти же два центра армянской культуры функционировали в XIV в. Но как раз в конце XIV в. прекратило существование Киликийское Армянское царство, а на землях Центральной Армении шел процесс вытеснения армянского этноса тюркскими кочевниками. Армяне спасались от них в горах, в частности в ущельях горного Карабаха, который надолго стал одним из центров армянской общественной и политической жизни.И теперь мы дожили, до того, что потомки тех кто умеет только убивать и жечь , до того обнаглели, что смеют опровергать общеизвестные факты и через в том числе нанятых ими проституток других национальностей, как вы заметите на том сайте , пытаются присваивать наследие тех кого они беспощадно жгли и убивали !