Из истории Ново –Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви

(Кафедральный Храм ААЦ строящийся в Москве, который станет резиденцией Патриаршего Экзарха (Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви) и одним из духовных центров армян России.

Фото в оригинале здесь +24 фотографии строящегося храма)

Из истории Ново –Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви

В национальной жизни российских армян Армянская Церковь, как и повсеместно, изначально играла самую заметную роль. Армянские храмы существовали почти во всех российских общинах, а потому национальная жизнь здесь строилась именно вокруг Церкви – как символа и средоточия национального единства, как важнейшего фактора сохранения национального духа, облика и языка. Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в 1717 г. с епархиальным центром в г. Астрахани, почему и называлась Астраханской. Ее формированию во многом способствовала прорусская ориентация армянского народа и внешняя политика России на Востоке, начатая Петром I.

В состав новой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи, а кафедрой Предводителя служила церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в самой Астрахани. Первым Предводителем епархии стал архиепископ Степаннос Галатаци, направленный сюда Католикосом Аствацатуром I, стремившимся наладить тесные контакты с российскими политическими кругами. Российскую епархию Армянской Апостольской Церкви учредил в 1773 г. Католикос Симеон I Ереванци в эпоху правления императрицы Екатерины II. В 1809 г. на территориях, завоеванных Россией в Балканской войне с турками, император Александр I своим Указом основал Армянскую епархию Бессарабии с центром в городе Яссы. Однако по Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., когда территории между реками Прут и Днестр вошли в состав Российской империи, Бессарабская губерния с центром в Кишиневе осталась за Россией, а Яссы отошли к Османской Турции. Так новым центром Армянской церкви в России стал Кишинев. Еще через 18 лет епархия была реорганизова-на Указом императора Николая I от 30 апреля 1830 года. По данному Указу учреждалась новая структура, включавшая в себя все церкви, «находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской», которые отделили от Астраханской епархии. В юрисдикции последней остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия. К 1842 г. на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В новом названии епархии стал фигурировать город Новая Нахичевань (ныне район в составе города Ростована-Дону), к тому времени ставший одним из важных национальных центров и игравший видную роль в жизни российских армян. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен сюда и таким образом в ХIХ столетии в России существовали две епархии – Астраханская, а также Ново-Нахичеванская и Бессарабская. После Октябрьской революции 1917 г. в структуре Армянской Апостольской Церкви произошли административно-территориальные изменения. Поскольку Бессарабская губерния отошла к Румынскому королевству, то здешние армянские церкви вошли в состав армянской епархии Румынии. Ново-Нахичеванская епархия постепенно сузилась до территории Дона. В конце ХIХ века армянские общины Средней Азии были присоединены к Бакинской епархии, в результате чего была сформирована Бакинская и Туркестанская епархия АА Ц. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал город Армавир, основанный нашими соотечественниками. В Советской России существовали две епархии АА Ц – Ново-Нахичеванская с центром в Ростове-на-Дону, Северо-Кавказская и Астраханская с центром в Армавире. Такая структура сохранялась до середины ХХ века. 5 мая 1956 г. в Москве вновь открылся единственный из сохранившихся здесь армянских храмов – построенная в ХVIII веке кладбищенская церковь Сурб hАрутюн (Св. Воскресения), которая стала центром отдельного прихода. В 1966 г. указом Католикоса Всех Армян Вазгена I была образована Ново-Нахичеванская и Российская епархия АА Ц, ставшая результатом объединения Астраханской, Ново-Нахичеванской и Северокавказской епархийс Московским приходом, а сама Москва превратилась в новый епархиальный центр. До начала 1990-х гг. Российская и Ново-Нахичеванская епархия имела 7 храмов – в Москве, Санкт-Петербурге, Армавире, Ростове-на-Дону, Чалтыре, Владикавказе и Буденновске (бывший Сурб Хач). После падения режима Армянская Церковь вновь заняла приличествующее ей место в жизни российских армян; распахнулись двери храмов, вокруг которых вновь сосредоточилась национальная жизнь. В каноническом подчинении епархии находятся также армянские церковные общины некоторых государств, возникших на территории бывшего СССР , – Беларуси (Минск), Молдовы (Кишинев), государств Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан), Казахстана, стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В составе епархии сформированы три викариата: Северо-Кавказский, Ростовский и Западный. Ввиду значительного роста армянского населения в России возникла необходимость строительства храмов даже в самых отдаленных регионах Российской Федерации, где их ранее не было (Омск, Томск, Красноярск и т.д.). Сегодня в составе Российской и Ново-Нахичеванской епархии зарегистрировано около 40 церковных общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории Российской Федерации. С 2000 года Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию возглавляет епископ Езрас (Нерсисян), который одновременно является Патриаршим Экзархом в России.