Эпический мир: каких богов почитали в Древней Армении
Арамазд
Верховным богом древних армян был Арамазд, создатель небес и земли, отец всех богов. Его называли Великий и Храбрый Арамазд. Его главное святилище находилось в Ани-Камах, в одном из культовых центров Древней Армении. Там же находится усыпальница и сокровищница армянских царей Аршакидов.
Анаит
жена Арамазда – богиня Анаит, самая любимая и почитаемая богиня. Богиня-мать изображалась с ребенком на руках с характерной для армянок прической и головным платком, ниспадающим до плеч. Ее называли Великой госпожой Анаит. Она была богиней целомудрия и благоразумия, добродетельница, защитница и заступница армянского народа. Верили, что благодаря ей Армения была и будет всегда. Цари Армении перед тем как что-либо предпринять просили благословения и здоровья у Великой госпожи Анаит. Богиня Анаит была святым воплощением урожая, плодородия, материнства. Она, Арамазд и Ваагн составляют святую троицу в армянской мифологии. В древней Армении был любим и широко распространен культ богини Анаит. В провинциях Екегиац, Тарон, Васпуракан, Армавир, Арташат строили ее храмы. Наиболее значительный храм находился в провинции Егегиац в селе Ериза (в будущем Ерзнка), в котором приносили в жертву слуг и служанок. Богатые и знатные семьи дарили своих взрослых дочерей храму, и после нескольких лет служения в нем они имели право выходить замуж. Богине Анаит приносили в жертву телок с белой отметиной на лбу. Они паслись стадами возле храма. В храме Ериза стоит золотая статуя богини Анаит, из-за которой ее прозвали “Златорожденная”, “Золотая мать”. На статую вешали венки, сплетенные из тонких свежих веточек деревьев. Золотая статуя богини Анаит была настолько велика, что во время завоевательного похода древнеримского полководца Марка Антония в 34 г. до нашей эры его воины, вступив на территорию храма Анаит в Еризе, раскололи статую на куски, разделили между собой и увезли в Рим. Один из участников этого похода, римлянин, устраивает пир в честь императора Августа. Когда же император спрашивает о статуе богини, римлянин отвечает, что он был одним из первых, кто атаковал ее и что все расходы этого пира он оплатил золотым куском, отколотым от статуи.
Ваагн
Ваагн-змееборец (драконоборец) – третий бог в армянской мифологии. Огненный юноша с огненными волосами и бородой, с блестящими как солнце глазами. Рождался он в родовых схватках трех составляющих космоса: неба, моря и земли. Во время потуг в пурпурном море появился огнедышащий тростник, а из его ствола вырвалось пламя, из которого и родился юноша Ваагн.
Небеса и Земля были в муках родовых,
Морей багрянец был в потугах родовых,
Из воды возник алый тростник,
Из горла его дым валит.
В тростнике пламень горит.
Из огня того юноша возник.
И были его власы из огня,
И борода его – полымя,
Глаза же как солнце блестят.
Родившись, он вступает в борьбу с черными и неукротимыми вишапами (драконами), убивает их и спасает космос от гибели. Ваагн – армянский бог грозы и молнии, у которого цари и полководцы просили мужества и доблести. Главное святилище бога Ваагна и место поклонения находилось в селе Аштишат Таронской провинции, в духовном центре Древней Армении. В дальнейшем народ очеловечил Ваагна и сделал его третьим сыном любимого и почитаемого царя Тиграна Великого.
Астхик
Возлюбленная Ваагна Астхик (в переводе. с арм. “звездочка”) – армянская богиня любви и воды, чей культ связан с планетой Венерой. Ее главный храм, который находился в Аштишате, назывался “покои Ваагна”, там встречались влюбленные. Любовные встречи Ваагна и Астхик считались священными: после каждой встречи шел дождь, он питал землю, все расцветало, и люди получали обильный урожай. Астхик изображалась божественно красивой, нагой купальщицей. Она каждую ночь купалась в водах Евфрата. Влюбленные в нее юноши на таронской горе Дагонац разжигали костры, чтобы под их светом разглядеть купающуюся в реке богиню-красавицу и насладиться зрелищем. Но Астхик каждый вечер простирала над полями Тарона туман, чтобы никто не смог ее увидеть.
По другой, более поздней легенде, Астхик – дочь Ноя. После потопа причалив к земле армянской, властителями мира становятся Ной и его три сына: Зрван, Титан и Абетос*.
(*Мовсес Хоренаци считает, что имена сыновей Ноя Зрван, Титан и Абетос и упомянутые в Библии три сына Ноя Сим, Хам, Абет – те же имена, только в разном прочтении.)
После того, как они поделили мир между собой, Зрван достигает господства над братьями и замышляет сделать своих сыновей властителями их земель. Титан и Абетос ополчились против старшего брата Зрвана и пошли войной на него. Титану удалось отвоевать часть земли у Зрвана. Сестра Астхик вмешивается в их ссору и просит положить конец распре. Титан и Абетос соглашаются на царствование Зрвана, но при одном условии: истреблять всех младенцев мужского пола, родившихся от Зрвана, чтобы его царствование не передавалось из поколения в поколение и не длилось вечно. Согласились, заключили союз. Титан и Абетос назначают влиятельных и сильных людей следить за родами всех жен Зрвана. Когда же убивают двух новорожденных сыновей Зрвана, Астхик вместе с женами Зрвана, смогла уговорить людей Титана не трогать других младенцев и отправить их на запад, на гору Олимп, по-армянски Дюцнкец (т.е. пристанище богов).
В Тароне Астхик приказывает построить крепость Астхаберд, тем самым обеспечивая безопасность своему брату Зрвану. Впоследствие эту крепость называют Мокац.
Помимо Аштишата храмы Астхик были в селении Артамет, в провинции под названием Андзевацик недалеко от озера Ван, в Арташате и в других местах. Богине Астхик дарили розы и голубей, которые считались священными. Из-за обычая дарить розы богиню Астхик стали называть “Вардаматен” (розовые пальцы). Всем народом в середине лета торжественно отмечали праздник Астхик, соблюдая обычаи и традиции. Это праздник Вардавар, и его празднуют в Армении по сей день. Во время праздника Астхик подносили в дар розы, выпускали голубей, обливали друг друга водой и веселились.
Нанэ
Богиня древних армян Нанэ – дочь бога Арамазда, скорее всего, богиня войны, чей культ крепко связан с культом ее матери, богини Анаит. И не случайно, что богатый храм богини Нанэ находился недалеко от храма Анаит в провинции Екегиац в селе Тил. До сих пор армяне называют бабушек “нанэ”, что свидетельствует о связи богини Нанэ с богиней-матерью и говорит о большом почитании культа и широком распространении среди армян.
Мигр
В армянской мифологии Мигр – бог небесного света и солнца, сын бога Арамазда, брат Анаит и Нане. Его главный храм находится в селе Багарич провинции Держан. Ему посвящен и языческий храм в Гарни. В древней Армении культ Мигра был широко распространен. В древнеармянском календаре 8-ой день каждого месяца носил его имя Мигр, а седьмой месяц, который соответствует нынешнему февралю также называли Мегекан. От этого имени также образовалось общее название древних армянских языческих святилищ – мехян (языческий храм). В трансформированном виде имя и подвиги Мигра сохранились в героическом эпосе “Сасна црер” (“Сасунские сумасброды”) в частности, в образах Мгера Старшего и Мгера Младшего. Согласно “Сасна црер”, Мгер Старший – сын Санасара, рожденного морем. Ему было всего 15 лет, когда в Сасуне начался голод и подорожания. Выясняется, что в сасунских горах объявился чудовищный лев, который перекрыл все дороги, ведущие в Сасун, разрывал на части всех, кто пытался провести хлеб или другие товары. Узнав об этом, Мгер на следующий же день отправляется сразиться со львом. Лев, завидя Мгера, озверев, выходит ему навстречу. Бьет хвостом по земле, поднимает вокруг облака пыли. Когда Мгер узнает от своих попутчиков, что по дороге идет тот самый лев, он безоружный бросается на льва и с клятвой дедов на устах “клянусь хлебом и вином и всемогущим богом” хватает одной рукой за верхнюю челюсть льва, а другой – за нижнюю и разрывает его на две части. Бросает обе части по разные стороны дорог и возвращается в Сасун. Мгеру Старшему советуют пойти в Ахджаглу и засватать дочь царя Ялери Армаган. Когда Мгер вступил в город этого царя, то увидел, что все люди облачены в черное и плачут. Мгер спросил о причине траура. Выяснилось, что недалеко от города в пещеру, откуда вода поступает в город, залез дракон, закрыл источник и лишил город воды. Каждый раз, когда просили немного воды, он требовал взамен молодую девушку. Семь дней город мучает жажда. Сегодня была очередь дочери царя, и поэтому все надели траур. Мгер идет к пещере и приказывает привести туда дочь царя. Мгер приходит к пещере, туда приводят одетую в черное дочь царя. Завидя девушку, дракон спешит из пещеры ее проглотить. Мгер поднимает меч и срубает семь голов дракона. Из голов поднимается огонь и тяжелый дым. Головы дракона летят со скалы вниз, мутная вода с кровью потоком мчится по камням. Постепенно вода становится прозрачной. Люди от радости кидаются в воду, пьют ее, веселятся. Дочь царя окунает руку в кровяной поток, бьет Мгера по спине и возвращается во дворец. При виде своей дочери царь очень радуется и спрашивает, как она смогла освободиться и кто ее освободил. Дочь ничего не отвечает. Царь приказывает привести во дворец того, кто убил дракона и обещает свою дочь отдать за него. Многие приходили и утверждали, что они убили дракона. Армаган разоблачает их ложь и отправляет назад. Приходит Мгер. Царь спрашивает:
– Ты освободил мою дочь?
– Да, я освободил, семь голов я срубил, – отвечает Мгер.
Царь ему не поверил. Как только Мгер разворачивается, чтобы уйти, на его спине Армаган замечает кровавый след от своей ладони, подходит к нему, берет за руку и представляет отцу:
– Отец мой, этот человек спас меня, и я выйду за него замуж.
Отец обрадовался, отдал Мгеру в жены свою дочь. Мгер забирает Армаган и привозит в Сасун. В другом варианте Белый дэв (злой дух) похищает Армаган и уносит ее к себе на вершину горы, откуда бьет ключом вода. Мгер узнает, где находится жилище Белого дэва, отправляется туда, убивает его, освобождает Армагам, привозит в Сасун и женится на ней. Младший Мгер, внук Старшего Мгера, сын Давида, рождается со сжатой ладонью, и сколько не пытаются открыть кулак не получается. Зовут отца Давида или дядю Тороса, который при помощи растирания или молитвы открывает кулак Мгера. В ладони запекшаяся кровь. Предсказали,что Мгер превратил мир в комок крови и сжал его в кулаке. Во многих вариантах Давид был на чужбине, когда родился Младший Мгер. Взрослеет, становится юношей, расспрашивает у матери своей Хандут об отце. Хочет идти на поиски отца. Мать,как метку, надевает на руку сыну браслет, подаренный Давидом. Отец и сын встречаются по дороге, не узнают друг друга и начинают единоборство. Еле-еле Давиду удается победить юношу (или наоборот, юноша побеждает). И, повалив наземь, хочет убить, но замечает на руке браслет, подаренный им; узнают друг друга и мирятся.
По другим версиям, Хандут, услышав о единоборстве отца и сына, приходит к ним, чтобы помешать, но разгоряченные родственники не слышат ее мольбы. Хандут вынуждена позвать на помощь бога. С неба сходит ангел Габриель и разнимает отца и сына. Разгневанный Давид проклинает сына: он обрекает его на бессмертие и бездетность. Проклятие сбывается, Мгер становится бессмертным и бездетным. Во время долгих странствий Мгер сражается против врагов Сасуна, злых духов, идолопоклонников и всех побеждает. Земля больше не в состоянии держать бессмертного и бездетного Мгера. Ноги вязнут в земле, он передвигался с большими мучениями. Отчаявшийся изгнанник идет к могилам родителей и просит о помощи. Родители посоветовали ему пойти или в Алеппо, или к Агравакар (Воронья скала) и переждать. По дороге Мгер обращается к богу и просит о битве. Бог посылает ему для битвы семь ангелов. Но Мгеру не удается победить их. По божьему велению находящаяся неподалеку от озера Ван скала Агравакар разверзлась, приняла Мгера вместе с конем и закрылась. Мгер сможет выйти из скалы только тогда, когда несправедливость исчезнет с лица земли, когда старый мир разрушится и будет создан новый справедливый мир, когда пшеничное зернышко станет размером с плод шиповника, а ячменное зернышко – величиной с орех, когда земля сможет выдержать тяжесть Мгера.
Аманор и Ванатур
Всенародную любовь и признание получили боги Аманор и Ванатур. В древнеармянском языке “аманор” означал “новый год”, приход нового года отождествлялся с культом бога Аманора, который приносил первые плоды нового года. Празднования в честь бога Аманора начинались по древнеармянскому календарю в месяц Навасард (соответствует нынешнему концу июля и началу августа), когда созревали плоды. Наиболее торжественное и многолюдное поклонение божеству проходило в долине области Багреванд в селе Багаван (означает божественный), в центре культа бога Аманора и гостеприимного бога Ванатура (дающий приют). Здесь находился главный алтарь. Если культ Аманора связан с приходом нового года и нового урожая, плодородия, то культ бога Ванатура связан с исключительным гостеприимством и щедрыми хозяевами, связан с размещением многотысячных паломников, прибывших на празднование. Царь Тигран в Багаване возвел жертвенник на могиле своего брата Мажана, чтобы паломники могли совершать жертвоприношение или участвовать в нем, могли отведать мяса, испить напитков и там же переночевать.
Тир
В армянской мифологии Тир – бог науки, мудрости, знаний. Он был писцом верховного бога Арамазда (или секретарем), храм которого находился недалеко от старого Арташата и назывался Диван (архив, хранилище) писца бога Арамазда или храм изучения наук. Говоря современным языком, этот храм был офисом писца бога Арамазда, в котором также обучались наукам жрецы храма. Самым главным в обучении наукам было гадание, предсказание, в том числе и толкование снов. Поэтому Тира также называли прорицателем судьбы. Жрецы учились у Тира разгадывать сны, древние армяне называли храм, воздвигнутый в честь бога Тира “Еразамойн” (место снов). Приходящие сюда паломники через жрецов от Тира узнавали толкование своих снов.
Спандарамет
У древних армян бог подземного мира – Спандарамет или Сандарамет, его часто отождествляют с самим подземным миром, с царством мертвых или с адом. В старину его также отождествляли с древнегреческим богом вина и плодородия Дионисом или Бакосом. Позднее его называют Властителем ада, земли, бездны. Иногда под выражением во множественном числе “бездны Спандараметов” понимали и сам ад, и злых духов ада.
Источник: Саркис Арутюнян, "Эпический мир древних армян: мифы и легенды"
Иллюстрации: Anaïs Chagankerian
Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян